Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что переданный Россией проект отчета о катастрофе президентского самолета под Смоленском, переданный Польше Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), является неприемлемым, - передает «РИА Новости» со ссылкой на польский телеканал TVN24.
- Я не говорю, что документ лжет, однако хотелось бы увидеть надлежащие доказательства, - заявил польский премьер.
Польская сторона говорит о том, что далеко не все выводы Межгосударственного авиационного комитета подкреплены серьезными исследованиями. При этом Туск отмечает, что вопросы вызывают далеко не все оценки, а только некоторая часть из них. Так же говорится о том, что окончательная оценка работы МАК пока не поставлена, и на данный момент идет работа по более тщательному изучению полученных данных.
При этом, как отмечает телеканал TVN24, польские специалисты уже передали МАК все свои претензии по полученному материалы. Причем это было сделано еще 14 декабря. Также говорится, что всего было отправлено 150 страниц документов, в которых подробно уточняется, какие именно вопросы вызвал доклад российской стороны.
Напомним, что самолет польского президента Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года неподалеку от Смоленска. Во время аварии погибли все 96 находившихся на борту человек. А именно, 88 пассажиров и 8 опытных членов экипажа. В авиалайнере летели президент страны Лех Качиньский вместе с супругой, а также большая часть высшего руководства Польши. Самолет должен был приземлиться в Смоленске. В эти дни в Катыни должны были состояться различные траурные мероприятия на месте массового захоронения жертв политических репрессий.
Расследованием катастрофы все это время занимался и продолжает заниматься МАК. Сформированный докладный проект о причинах аварии самолета был передан польским властям 20 октября.
Главная версия падения – ошибка пилотов
На данный момент основной версии падения самолета называется ошибка при пилотировании. Она была вызвана в связи с тем, что в районе посадки сгустился сильный туман, из-за которого серьезно ухудшилась видимость. Об этом заявлял и руководитель государственной комиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих.
Польский эксперт опроверг информацию о том, что пилоты не знали, на какой высоте находились. Экспертиза показала, что приборы предупреждали их об опасности. Экипаж Ту-154 совершил несколько ошибок, которые и привели к трагедии. В первую очередь, пилоты пренебрегли всеми предостережениями автоматики самолета и пошли на чрезмерный риск.
Летчики президентского лайнера решились на рискованное приземление, несмотря на густой туман. На аэродроме под Смоленском не было радионавигационной системы захода на посадку по приборам типа ILS. Поэтому летчики после снижения до определенной высоты должны были отказаться от посадки.
Однако, исходя из записей «черного ящика», пилоты сознательно пошли на снижение: последовали команды «90 метров», «80 метров». Самолет разбился рядом с аэродромом. Скорее всего, пилоты продолжили маневр, хотя на высоте 100 метров они земли не увидели.
Таким образом, приборы не подвели экипаж. Это опровергает информацию о том, что летчики могли не знать, на какой высоте они на самом деле находились. Однако они не реагировали на сигналы о том, что было уже очень низко, даже на предостережение «перед тобой земля».
Экипаж знал о густом тумане
Клих подтвердил, что смоленские диспетчеры дважды сообщили экипажу о неблагоприятных погодных условиях и низкой видимости в районе аэропорта. Прямо запретить полякам садиться они не имели права, окончательное решение оставалось за пилотами.
Помимо сообщений диспетчеров, президентский Ту-154 также получил три предупреждения от экипажа Як-40. Этот польский правительственный самолет с журналистами прилетел в Смоленск немного раньше. Пилот Як-40 подтвердил, что трижды сообщал коллегам о плохой видимости и о том, что российский Ил-76 не стал приземляться, улетев обратно в Москву. Здесь уже не может идти речь о каком-то языковом барьере или непонимании: Як-40 управлял поляк.
Ранее участники расследования признавали, что единого мнения о причинах трагедии у них до сих пор нет. Российские эксперты были склонны думать, что катастрофа Ту-154 М произошла из-за неопытности президентского пилота, который, желая угодить чиновникам, согласился на смертельно опасную посадку, а затем, послушав штурмана, допустил роковые ошибки в пилотировании. Польские участники расследования отмечали, что комиссия «недооценила» роль смоленского диспетчера, команды которого несколько запоздали.