«Маёвский взлёт» как полет в будущее
13 мая на учебно-авиационной базе Московского авиационного института (МАИ) в подмосковном Алферьево прошел традиционный молодёжный научно-технический фестиваль этого «крылатого вуза» - «Маёвский взлёт». Форум собрал как школьников и студентов, так и всех тех, кто неравнодушен к авиации.
В рамках мероприятия его участники посетили экспозицию МАИ и предприятий авиакосмической отрасли России, где ознакомились с образцами авиационной техники и передовыми научными разработками в индустрии самолетостроения; увидели соревнования авиамоделистов и наблюдали за лётной программой парашютистов. В выставочной зоне работали секции и мастер-классы. В зоне полётов свои умения продемонстрировали ракето- и авиамоделисты: спортсмены-профессионалы и любители. Состоялся Кубок МАИ по ракетомоделированию. Кроме того, зрители смогли увидеть демонстрационные полёты радиоуправляемых авиамоделей, а также запуски легкомоторных радиоуправляемых самолётов и электрических кордовых моделей. Летная программа «Маёвского взлёта», в частности, включала:
- выброску парашютистов с флагами;
- пилотаж Як-52;
- проход парой на самолёте Ан-2 и выброска парашютистов с флагами Ан-2;
- пилотаж на планере.
На фестивале прошли также встречи с героями авиации и космоса, руководителями предприятий аэрокосмической промышленности. И конечно же молодежный фестиваль не обошелся без музыкально-развлекательной программы.
«Замысел «Маёвского взлёта» в первую очередь состоит в организации площадки для реализации гражданско-патриотических инициатив, устремленных в будущее отечественной авиации и космонавтики. В популяризации профессии авиатора, авиаконструктора. По замыслу, фестиваль призван продемонстрировать возможности МАИ в предоставлении инженерно-технического образования посредством наглядной демонстрации достижений российской авиакосмической отрасли, - сказал, отвечая на вопрос об идее форума, руководитель оргкомитета «Маёвского взлёта», президент клуба выпускников МАИ, генеральный директор ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского Кирилл Сыпало. - Уверен, что в том числе и благодаря возможности пообщаться с героями-современниками, фестиваль поспособствует повышению в молодежной среде престижа таких профессий, как, например, лётчик-космонавт, лётчик-испытатель».
Выпускник и его «альма-матер»
Одним из самых внимательных и неравнодушных участников фестиваля МАИ «Маёвский взлёт», без преувеличения, был председатель совета директоров банка «ЦентроКредит» Андрей Тарасов. Он – выпускник факультета «системы управления летательными аппаратами» МАИ 1982 года по специальности «бортовые электронные вычислительные машины». И прежде, чем возглавить одну из крупнейших кредитно-финансовых организаций России, он, по окончании института, около десяти лет проработал инженером в авиакосмической отрасли.
Андрей Тарасов. (с) Банк «ЦентроКредит»
Выбор МАИ в качестве вуза для продолжения образования по окончании средней школы для нынешнего главы «ЦентроКредита», по сути, был «безальтернативным». В 10-м классе он учился в физико-математической школе МАИ, поэтому уже заранее знал, «куда пойти учиться». Но и это еще не все.
Отец Андрея Игоревича Тарасова закончил МАИ и работал в «космическом» НПО им. М.В.Хруничева, мать училась в Московском авиационном технологическом институте – МАТИ (теперь, кстати, входящем в структуру МАИ) и работала в опытно-конструкторском бюро им. А.И.Микояна, правопреемницей которого сейчас является российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Тесть и теща преподавали в МАИ. А дед жены Андрея Тарасова - Николай Викторович Иноземцев – выдающийся учёный в области термодинамики и теории двигателей, педагог и организатор высшего технического образования, был директором МАИ в 1946–1949 и 1954–1956 годах. Он является автором более 50 научных трудов в области термодинамики, теории горения, процессов в камере сгорания и теории воздушно-реактивных двигателей. Подготовил трёх докторов и 12 кандидатов технических наук, основал на факультете авиамоторостроения научно-техническое общество, ставшее инициатором развития в институте научно-исследовательских кружков. Под его руководством в МАИ была организована подготовка инженеров-механиков по реактивной технике, создан факультет радиоэлектроники летательных аппаратов, основан спортклуб МАИ, теннисный клуб.
Николай Викторович Иноземцев
Интересный факт: весной 1955 года к 25-летию МАИ по инициативе и при участии Иноземцева был создан нагрудный академический знак для выпускников МАИ. На одном из эскизов знака он изобразил МиГ-15, силуэт которого до сих пор украшает логотип МАИ.
Кстати, о выпускниках. «Маёвский взлёт» – «детище клуба выпускников МАИ», отмечает Андрей Тарасов. Особенно отмечая при этом вклад, как и в развитие работы клуба вообще, так и в проект «Маёвский взлёт» в частности, Кирилла Сыпало. Выпускника МАИ, проработавшего в вузе на позициях от ассистента до профессора, бывшего замдекана факультета и первого проректора, а теперь занимающего должность гендиректора ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского.
«Кирилл Сыпало – яркая личность, заслуженный «маёвец». Я был очень рад, когда он стал президентом клуба выпускников МАИ, и вдохнул в работу клуба новую жизнь, подключил к более активному участию в жизни клуба новую генерацию выпускников. В частности, реализовал идею проекта «Маёвский взлёт», - говорит Тарасов. - Во многом благодаря ему, и я стал принимать более активное участие в мероприятиях выпускников МАИ». Отметим тут, что банк «ЦентроКредит» оказывает спонсорскую поддержку фестивалю «Маёвский взлёт».
Не жалеете, что в свое время «без вариантов» попали в МАИ, в авиационный вуз? – спрашиваю у банкира. «Нет, конечно! А жалею только о том, что подзабыл немного линейную алгебру и дифференциальные уравнения - очень сейчас пригодились», - смеется Андрей Тарасов.
Финансист, почитающий Королева и Сент-Экзюпери
Банкир Тарасов и без того, даже если с ним говорить только о финансовых рынках и фондовых биржах, - очень интересный, захватывающий собеседник. Но если речь зайдет об авиации, он по-настоящему «загорается». Чувствуется, что это «его» тема, его «любовь с детства», со времен «миговского» пионерского лагеря. (У входа в кабинет банкира посетителей встречает модель СУ-50 и других аэропланов, что напоминает антураж авиамодельного кружка в Доме пионеров.)
И еще память детства Андрея Тарасова хранит торжественно-печальную Красную площадь 18 января 1966 года, когда он, шестилетний, с матерью шел в колонне работников авиационной промышленности в траурной процессии на похоронах основоположника советской космонавтики С.П. Королева.
Имя Сергея Павловича глава «ЦентроКредита» называет без раздумий, отвечая на вопрос, кто является его кумиром в авиации или космонавтике, и считает его «гениальным менеджером, талантливым организатором». Сегодня же у него «тесное знакомство» с внуком легендарного конструктора - профессором, главврачом Европейской клиники спортивной травматологии и ортопедии Андреем Королёвым.
Также Тарасов поддерживал самые тесные дружеские отношения с легендарным бывшим руководителем МАИ – академиком Рыжовым, вплоть до самых последних месяцев жизни Юрия Алексеевича.
И еще на один «авиавопрос» Андрей Тарасов отвечает сразу же, не задумываясь. О своем любимом художественном произведении о «воздухоплавании». Это роман Антуана де Сент-Экзюпери «Ночной полет».