Главная Культура 00:14 17 Апреля 2020 3055
Не в нужном месте, не в нужное время

Главная оценка проекта «Зулейха открывает глаза» звучит примерно так: «Зря его показали сейчас»

Сергей Беднов
Кадр с сайта kinopoisk.ru

«Россия 1» предложила зрителям премьеру сериала «Зулейха открывает глаза». Та заслуживает хороших слов. Определенной критики тоже. Но главная оценка проекта не относится к художественным достоинствам или недостаткам и звучит примерно так: «Зря его показали сейчас».

Пандемия на все откладывает отпечаток. Вот придумала ВГТРК акцию — концерт музыкантов и актеров в Большом театре под названием «Мы вместе». Он должен был стать выражением благодарности медицинскому персоналу, сражающемуся с беспощадным вирусом. Благородная цель. Но многие ли из тех, к кому артисты обращались со знаменитой сцены, могли их услышать? Мы же смотрим новости и знаем, что люди в белых халатах (а точнее, в противочумных скафандрах, в памперсах) работают сутками напролет, многие вообще живут в клиниках. До телевизора ли?! Значит, представление было рассчитано на широкие внебольничные массы.

Конечно, зрелище вышло драматическим, соответствующим моменту. Звезды первой величины, выступающие перед пустым залом, музыкальное сопровождение с удаленного доступа — это ли не символ наших дней? Но от впечатления сборного концерта «по случаю» никуда было не деться. Такие, например, неизменны в День защитника Отечества. Аудиторию он собрал невыдающуюся (в Москве — 483 тысячи), даже «Центральное телевидение», которое одновременно шло на НТВ, его опередило (487,5 тысячи), уж не говоря о концерте Максима Галкина, вышедшем в эфир «Первого» на следующий день (720,3 тысячи). Может, правильнее было устроить телемарафон со сбором средств, как это у нас пару раз случалось во времена больших бед? И перечислить деньги его героям, у которых даже средства защиты не всегда имеются?..

Может, тогда главным следствием акции «Мы вместе» не стало бы обсуждение факта заражения трех десятков сотрудников Большого театра коронавирусом и гипотез по поводу того, мог ли кто-то из выступавших тоже подцепить проклятый вирус. Не по чину.

Вообще телевизионные предпочтения самоизолированных граждан показывают, что они — в перерывах между многочисленными новостями и публицистикой про эпидемию — предпочитают смотреть все-таки развлекательные программы. Свидетельством тому — безусловное лидерство дурацкого музыкального шоу «Маска».

И тут вдруг — «Зулейха» с репрессиями сталинских времен, показанными во множестве и подробно.

Повторим: сериал получился качественным, с красивыми визуальными метафорами. Возможно, при «мирной жизни» его стали бы сравнивать с лучшими экранизациями классики, которыми «Россия» изредка балует обывателей. И смотрят его много людей. Очень много. Хотя поклонники бестселлера Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» и выразили свои многочисленные «фи». Даже выбор прекрасной Чулпан Хаматовой на главную роль не одобрили. Мол, да, актриса она, конечно, незаурядная, но в первой части романа героиня выведена как маленькая убогая женщина, в глазах которой нет даже страха — только тупая животная покорность судьбе. Актрисе же, при всем ее таланте, полностью лишить свой взгляд какой бы то ни было глубины и интеллекта не удается.

Но что смутило не только знатоков литературной основы, но и зрителей, понятия не имеющих о ее существовании, так это именно обилие жестких и даже жестоких сцен. В первой серии муж Зулейхи сначала порет ее ремнем, потом грубо насилует. На протяжении следующих двух — на этапе в Сибирь — раскулаченные элементы и прочие пережитки прошлого пачками отправляются на тот свет. Их убивают, они умирают от голода, холода и болезней, запертые в трюме тонут вместе с баржей в Енисее. Сняты эти сцены колоритно и с экспрессией, склонность к которым режиссер Егор Анашкин проявил еще в «Кровавой барыне» про Салтычиху. Конечно, в этом натурализме нет ничего нового. По сравнению с «Завещанием Ленина», поставленным по «Колымским рассказам» Шаламова, «Зулейха» — тьфу, детский сад. Да что там сталинские лагеря! В боевике «Рикошет», идущем в те же часы, кровищи льется не меньше. Но то НТВ с правилами его родного жанра — про бандитов и ментов. Все знают, чего ждать. А тут?

Ну представьте себе... Время еще детское. Завтра утром никому не вставать. Ни на работу, ни в школу. Почему бы всей семьей не посмотреть традиционную для госканала драму про ТЖД (тяжелую женскую долю)? Сказку со счастливым концом? И вдруг — умирающие младенцы, секс то такой, то сякой, истязания женщин. Что отпрыскам-то говорить? Что это про правду?.. Не поймут.

Пара общих размышлений. Идеология в нашей стране запрещена Конституцией, хотя разные медийные господа и не устают повторять о ее необходимости. Зато в ту же Конституцию внесена поправка о недопустимости фальсификации истории. В принципе, былое можно переписывать, но только не наше. Наше — священная корова. Или, чтоб не так уничижительно, — скрепа. Именно история заменила у нас идеологию. А по ней выходит, что эпоха сталинизма, несмотря на ГУЛАГ, — часть великого прошлого, включающего в себя Победу. Об этом часто говорят на «России», в частности, гости Владимира Соловьева, да и сам ведущий тоже... И вдруг — «Зулейха»! В преддверии 9 Мая! А тут еще на канале запустили анонсы другого сериала — «Обитель» по роману Захара Прилепина. Там про СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. В трейлере обозначена похожая история — репрессии, уничтожение золотого генофонда, утеря людьми человеческого облика. Ребята, это что? Смена идеологии? Или вы там все с ума посходили?.. Мединского на вас нет.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6132
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4695
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....