«Россия 1» предложила зрителям премьеру сериала «Зулейха открывает глаза». Та заслуживает хороших слов. Определенной критики тоже. Но главная оценка проекта не относится к художественным достоинствам или недостаткам и звучит примерно так: «Зря его показали сейчас».
Пандемия на все откладывает отпечаток. Вот придумала ВГТРК акцию — концерт музыкантов и актеров в Большом театре под названием «Мы вместе». Он должен был стать выражением благодарности медицинскому персоналу, сражающемуся с беспощадным вирусом. Благородная цель. Но многие ли из тех, к кому артисты обращались со знаменитой сцены, могли их услышать? Мы же смотрим новости и знаем, что люди в белых халатах (а точнее, в противочумных скафандрах, в памперсах) работают сутками напролет, многие вообще живут в клиниках. До телевизора ли?! Значит, представление было рассчитано на широкие внебольничные массы.
Конечно, зрелище вышло драматическим, соответствующим моменту. Звезды первой величины, выступающие перед пустым залом, музыкальное сопровождение с удаленного доступа — это ли не символ наших дней? Но от впечатления сборного концерта «по случаю» никуда было не деться. Такие, например, неизменны в День защитника Отечества. Аудиторию он собрал невыдающуюся (в Москве — 483 тысячи), даже «Центральное телевидение», которое одновременно шло на НТВ, его опередило (487,5 тысячи), уж не говоря о концерте Максима Галкина, вышедшем в эфир «Первого» на следующий день (720,3 тысячи). Может, правильнее было устроить телемарафон со сбором средств, как это у нас пару раз случалось во времена больших бед? И перечислить деньги его героям, у которых даже средства защиты не всегда имеются?..
Может, тогда главным следствием акции «Мы вместе» не стало бы обсуждение факта заражения трех десятков сотрудников Большого театра коронавирусом и гипотез по поводу того, мог ли кто-то из выступавших тоже подцепить проклятый вирус. Не по чину.
Вообще телевизионные предпочтения самоизолированных граждан показывают, что они — в перерывах между многочисленными новостями и публицистикой про эпидемию — предпочитают смотреть все-таки развлекательные программы. Свидетельством тому — безусловное лидерство дурацкого музыкального шоу «Маска».
И тут вдруг — «Зулейха» с репрессиями сталинских времен, показанными во множестве и подробно.
Повторим: сериал получился качественным, с красивыми визуальными метафорами. Возможно, при «мирной жизни» его стали бы сравнивать с лучшими экранизациями классики, которыми «Россия» изредка балует обывателей. И смотрят его много людей. Очень много. Хотя поклонники бестселлера Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» и выразили свои многочисленные «фи». Даже выбор прекрасной Чулпан Хаматовой на главную роль не одобрили. Мол, да, актриса она, конечно, незаурядная, но в первой части романа героиня выведена как маленькая убогая женщина, в глазах которой нет даже страха — только тупая животная покорность судьбе. Актрисе же, при всем ее таланте, полностью лишить свой взгляд какой бы то ни было глубины и интеллекта не удается.
Но что смутило не только знатоков литературной основы, но и зрителей, понятия не имеющих о ее существовании, так это именно обилие жестких и даже жестоких сцен. В первой серии муж Зулейхи сначала порет ее ремнем, потом грубо насилует. На протяжении следующих двух — на этапе в Сибирь — раскулаченные элементы и прочие пережитки прошлого пачками отправляются на тот свет. Их убивают, они умирают от голода, холода и болезней, запертые в трюме тонут вместе с баржей в Енисее. Сняты эти сцены колоритно и с экспрессией, склонность к которым режиссер Егор Анашкин проявил еще в «Кровавой барыне» про Салтычиху. Конечно, в этом натурализме нет ничего нового. По сравнению с «Завещанием Ленина», поставленным по «Колымским рассказам» Шаламова, «Зулейха» — тьфу, детский сад. Да что там сталинские лагеря! В боевике «Рикошет», идущем в те же часы, кровищи льется не меньше. Но то НТВ с правилами его родного жанра — про бандитов и ментов. Все знают, чего ждать. А тут?
Ну представьте себе... Время еще детское. Завтра утром никому не вставать. Ни на работу, ни в школу. Почему бы всей семьей не посмотреть традиционную для госканала драму про ТЖД (тяжелую женскую долю)? Сказку со счастливым концом? И вдруг — умирающие младенцы, секс то такой, то сякой, истязания женщин. Что отпрыскам-то говорить? Что это про правду?.. Не поймут.
Пара общих размышлений. Идеология в нашей стране запрещена Конституцией, хотя разные медийные господа и не устают повторять о ее необходимости. Зато в ту же Конституцию внесена поправка о недопустимости фальсификации истории. В принципе, былое можно переписывать, но только не наше. Наше — священная корова. Или, чтоб не так уничижительно, — скрепа. Именно история заменила у нас идеологию. А по ней выходит, что эпоха сталинизма, несмотря на ГУЛАГ, — часть великого прошлого, включающего в себя Победу. Об этом часто говорят на «России», в частности, гости Владимира Соловьева, да и сам ведущий тоже... И вдруг — «Зулейха»! В преддверии 9 Мая! А тут еще на канале запустили анонсы другого сериала — «Обитель» по роману Захара Прилепина. Там про СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. В трейлере обозначена похожая история — репрессии, уничтожение золотого генофонда, утеря людьми человеческого облика. Ребята, это что? Смена идеологии? Или вы там все с ума посходили?.. Мединского на вас нет.