Вчера один из самых опытных космонавтов планеты Герой России Юрий Маленченко (641 сутки на околоземной орбите) отправился в свой шестой внеземной полет — вместе с американским астронавтом Тимоти Копрой и новичком, первым официальным британским астронавтом Тимоти Пиком. Российский «Союз ТМА-19М» стартовал с Байконура. Прямая трансляция велась в интернете. И судя по количеству зрителей, интерес к космонавтике у землян возвращается.
На МКС трех сменщиков ждали старожилы звездного дома — Михаил Корниенко (Роскосмос) и Скотт Келли (НАСА), продолжающие свой почти годовой полет, а также наш Сергей Волков, работающий на околоземной орбите четвертый месяц.
Самый известный среди этой шестерки — Юрий Маленченко. И не только потому, что за два десятилетия он почти два года жил и работал на внеземных станциях. По суммарной продолжительности орбитальных полетов Юрий Иванович занимает среди действующих звездоплавателей 2-е место после Геннадия Падалки. А в полной мировой таблице он на 7-й строчке, но после нынешней командировки и здесь Маленченко станет вторым. Тем не менее в биографии Юрия было еще сенсационное событие: космическое бракосочетание.
Это случилось 10 августа 2003-го. Юрий находился в космосе, над Новой Зеландией, а его избранница, гражданка США российского происхождения Екатерина Дмитриева, — в американском Центре управления в Хьюстоне.
Во время торжественной церемонии между МКС и ЦУПом работал телемост.
А в остальном все было по заведенной церемонии: жених и невеста сказали «да», за Юрия подпись поставил уполномоченный космонавтом американский адвокат, после чего молодожены (Екатерина на Земле, а Юрий в космосе) надели обручальные кольца с изображением планет, Солнца и МКС. Катя с друзьями отправилась в ресторан, где их поджидала вырезанная из картона фигура Маленченко в комбинезоне и с галстуком-бабочкой. Такую же бабочку Юрий надел и в космосе:
Впрочем, радостному событию предшествовали бюрократические бури. О готовящейся церемонии российские высокопоставленные лица узнали из зарубежной прессы. И возмутились. Главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов выступил против «такого шоу»: «Мы не можем запретить ему это делать, но он должен вести себя как космонавт, а не как звезда». Юрий был тогда не гражданским космонавтом, как сейчас, а полковником ВВС, имел допуск к госсекретам и не мог жениться на иностранке без разрешения Минобороны.
А начальство, как мне рассказывали, рубало с плеча: «Что он себе позволяет, этот полковник, кем себя возомнил?» Да и в руководстве Росавиакосмоса возмущались: мол, не должен космонавт использовать МКС для личной рекламы.
На Маленченко началось мощное давление. Из ЦУПа ему очень настоятельно рекомендовали «не затевать шумиху», а отложить регистрацию брака до возвращения на Землю. В одной из российских газет появилось сообщение: «Главком ВВС расстроил свадьбу космонавта». Но... «Маленченко — крепкий орешек, — вспоминает тот скандал один из космонавтов. — Да и не нужно было давить на него, угрожать. Из Минобороны заявили, что Юрий после возвращения с орбиты может быть лишен допуска к секретным документам, то есть фактически отстранен от работы. Зачем это? Героя России, космонавта со стажем загонять в угол из-за безобидной выдумки».
Маленченко не отступил. Кто знает, чем бы завершилась коллизия, если бы не нашлись в России умные головы на верхних этажах управления. Они-то и посоветовали космическим начальникам не давить на Юрия и не вздумать выдавливать его из космонавтики.
А обычные работники отрасли с симпатией отнеслись к затее космонавта. Они отправили на грузовом «Прогрессе» посылку на МКС, в которой было то самое обручальное кольцо и свадебный фрак. Правда, Юрий решил не дразнить генералов и остался в рабочем комбинезоне, надев только галстук-бабочку.
Маленченко познакомился с Екатериной, которая моложе его на 15 лет, в Америке 12 апреля 2002-го на вечеринке, посвященной годовщине полета Гагарина. Космонавт тогда в США готовился к очередному полету. Катя уехала из России в Штаты вместе с родителями в 1980-м, когда ей было 4 года. Отец преподавал в техасском университете, мама работала в НАСА.
Уже через восемь месяцев, в декабре 2002-го, космонавт сделал Кате предложение. Они решили пожениться в 2003-м после завершения третьего полета Юрия. Тот должен был стартовать 1 марта 2003 года не с Байконура, а с американского космодрома на многоразовом «Атлантисе». Но после гибели «Колумбии» полеты шаттлов были приостановлены.
Программа менялась. В новый полет Юрий должен был отправиться 26 апреля с Байконура — теперь уже на «Союзе». А возвращение на Землю планировалось в конце октября. Таким образом, свадьба откладывалась аж до декабря. Ждать так долго они не захотели. Тогда-то и появилась идея космического бракосочетания. А в 2004-м Юрий и Екатерина обвенчались в России в одном из самых величественных храмов XVII века — Воскресенском соборе, что в городе Тутаеве Ярославской области. Там же, где в 1999-м Маленченко крестился.
:Сейчас они счастливо живут в Москве. Конечно, Юрию Ивановичу было бы удобнее обосноваться в Звездном городке, в двух шагах от работы. Но жить там, как рассказывали мне космонавты, скучновато. Вряд ли это понравилось бы Екатерине. Поэтому оба решили поселиться в столице. Космонавту теперь приходится каждое утро ездить на работу в Центр подготовки космонавтов за 40 км от Москвы. А вечером через те же пробки он возвращается домой, где его ждут Екатерина и 9-летняя дочь Камилла. Она ходит в обычную московскую школу и очень гордится своими родителями. Маленченко занимает в ЦПК серьезную должность: с октября прошлого года является начальником 1-го управления. В сфере его деятельности — подготовка экипажей, летные испытания пилотируемых кораблей, научные исследования, оценка безопасности полетов...
Юрий Иванович — из вечных отличников. С золотой медалью окончил школу, с отличием — Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков им. С.И. Грицевца, заочно — Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. Удивлял быстрой карьерой в истребительном полку. «Я был военным летчиком, — рассказывал он, — и наслаждался этим. Моя карьера была на подъеме. Когда поступило предложение стать космонавтом, возник трудный выбор. Но космонавтика притягивает. И я ни разу не пожалел о своем выборе».
Сегодня он космонавт первого класса, инструктор парашютно-десантной подготовки, офицер-водолаз. Прекрасно разбирается в технике. Не теряет самообладания в трудных ситуациях. 19 апреля 2008-го, когда Маленченко вместе с американкой Пегги Уитсон и кореянкой Ли Со Ён возвращался из своей четвертой командировки, перед входом в земную атмосферу приборно-агрегатный отсек не отделился от спускаемого аппарата. Кабина с экипажем летела неправильно, принимая на себя раскаленную плазму не защищенным днищем, а уязвимым входным люком. К счастью, тот не успел прогореть: пиропатроны наконец сработали, и разделение отсеков произошло. Но кабина сорвалась в баллистический спуск, это уже не 4-кратные перегрузки, а 9-кратные. Тем не менее командир оставался в сознании и действовал четко. В плотных слоях атмосферы сгорела радиоантенна, спускаемый аппарат остался без связи. Кабина приземлилась в 470 км от расчетной точки. Маленченко самостоятельно открыл люк, подбадривал коллег...
Готовясь к нынешнему полету, Юрий Маленченко, Тимоти Копра и Тимоти Пик быстро нашли общий язык. Астронавт Копра в прошлом тоже военный летчик. Он в 1998-м перешел на работу в Космический центр им. Линдона Джонсона, но только в 2009-м совершил первый двухмесячный полет на МКС. Вскоре после возвращения на Землю Тимоти был назначен в новый экипаж на «Дискавери». Однако здесь ему сильно не повезло. Сначала несколько раз переносили полет, а в январе 2011-го, за месяц до старта, Копра при падении с велосипеда сломал бедро. Тимоти заменили. Но астронавт восстановился, продолжал упорно тренироваться. Нынешнего полета ему пришлось ждать еще почти 5 лет.
Военным летчиком, испытателем начинал и третий член нового экипажа — астронавт ЕКА британец Тимоти Пик. А 9 лет назад решил стать астронавтом. Предстоящий космический полет будет для него первым. Любит спорт: горные лыжи, подводное плавание, скалолазание. В 1999-м Пик участвовал в Лондонском марафоне и пробежал дистанцию за 3 часа 19 минут. Такое же расстояние он собирается преодолеть и на беговой дорожке МКС 24 апреля, когда стартует очередной Лондонский марафон. Обычно космонавты пробегают по дорожке на МКС 5 км в день, а тут сразу 42 км...
P.S. Рассказываю все это для того, чтобы подчеркнуть: космонавты — такие же земные люди, как и мы с вами. Но в космосе, конечно же, они не только женятся и бегают — там они живут работой. Впрочем, звездоплаватели за повседневными хлопотами, надеюсь, не забудут отметить дни рождения членов экипажа. На этот раз четверо из шести будут принимать поздравления. Юрию Маленченко через шесть дней, 22 декабря, исполнится 54 года. Тимоти Копра 9 апреля следующего года стукнет 53. На два дня раньше Тимоти Пик отметит 44-летие. А 21 февраля Скотту Келли исполнится 52.