В России сейчас 1,3 миллиона человек трудятся в режиме неполного рабочего времени, по данным Минздравсоцразвития. Обычно это рабочие, но все чаще на этот режим переводят и офисных работников. Например, в небольшом самарском рекламном агентстве в мае сотрудников перевели на четырехдневную рабочую неделю, урезав им зарплату на 20%. Как только это произошло, компания выиграла тендер на подготовку сувенирной продукции. Работники встали перед выбором: либо начинать трудиться эффективнее, либо работать по выходным. Игорю, дизайнеру агентства, пришлось начать работать быстрее, чтобы не тратить свободное время. Сейчас он не жалеет об этом. "Поначалу приходилось задерживаться на час-два по вечерам, - рассказывает он. - Но зато теперь начальство чувствует, что у меня в долгу".
Универсальный способ
Сокращенный режим работы - главная альтернатива увольнениям. "Четырехдневная неделя - это естественная реакция работодателя на кризис", - говорит HR-директор компании "Эльдорадо" Руслан Ильясов. Обороты компаний упали, работы в некоторых случаях объективно становится меньше, и сотрудников переводят на неполную занятость. В этом случае им обычно говорят, что через 2-3 месяца загрузка вернется на докризисный уровень и все будет по-старому.
В большинстве случаев людей переводят на четырехдневку, подтверждает Анна Егорова, руководитель департамента исследований рынка труда агентства AVANTA Personnel. Компании иногда также сокращают рабочий день на 2-4 часа, но это происходит значительно реже. В любом случае зарплата всегда уменьшается пропорционально снижению рабочего времени.
Лучшие уходят
Нагрузка "белого воротничка" в режиме неполного рабочего времени зачастую увеличивается в отличие от рабочего, чьи действия строго привязаны к конвейеру или станку. Не все работники с этим смиряются. Например, в одной из лизинговых компаний Москвы в мае рабочую неделю сократили до 4 дней, зарплату - на 20%. Владимир, работавший экономистом, с уменьшением дохода на 15 тысяч рублей не смирился и ушел из компании. "Нет никакого желания сидеть до 10 вечера на работе", - говорит он.
Компании, которые прибегли к режиму неполного рабочего времени, рискуют потерять наиболее ценных сотрудников, соглашаются эксперты. "Самые активные работники вряд ли смирятся с понижением зарплаты, - объясняет Наталья Куркчи, партнер рекрутинговой компании Antal Russia. - Ведь если человек действительно хорош, найти работу он может даже сейчас".
"Середнячки" перестраиваются
Найти новую работу сейчас могут не все сотрудники. Дмитрий, работающий в екатеринбургском издательстве, так поступить не смог: "Рынок маленький - бежать некуда". В его компании уменьшили число рабочих дней в месяц и зарплату на 40%. Объем работы практически не изменился, поэтому ему приходится работать почти в два раза эффективнее.
Когда ситуация в стране начнет улучшаться, опыт столь интенсивной работы пригодится сотрудникам. По возвращении в нормальный режим у работодателя есть соблазн не растерять приобретенную производительность. "В этой ситуации возможны сокращения", - отмечает Руслан Ильясов. Работников, сумевших перестроиться и доказать эффективность в новых условиях, увольняют в последнюю очередь.