В своем большинстве они добрые, ласковые и в семьях живут на положении кошек. Особо талантливые зверьки попадают на сцену и исполняют уникальные трюки. Они катают мяч, умеют делать стойку в обруче, спокойно ездят в тележке, которую везет петух, хотя он их потенциальная добыча: дрессированные хорьки на птицу — ноль внимания.
«Раскланиваться, правда, еще не научились, и со сцены их уносят на руках. Не рискуем, а то вдруг захотят по залу прогуляться, они же очень любопытные», — рассказывает дрессировщица Майя Шустова, которая начинала свою карьеру в Театре «Уголок дедушки Дурова».
Кстати, именно Владимир Дуров в начале прошлого века первым вывел этих зверьков на сцену. И хотя среди дрессировщиков хорьки имеют славу капризных животных, желающих укротить их от этого меньше не становится. Майя работает с хорьками больше 10 лет.
Она сама из цирковой династии и на манеже с 13 лет. «У моей мамы Ветты Шустовой в программах работают обезьяны, медведи, лисицы, собаки, — рассказывает Майя. — Поначалу я, конечно, использовала мамин опыт, также мне помогала советами Наталья Юрьевна Дурова. Откровенно говоря, придумывать мне ничего не приходилось, потому что фирменная «дуровская» добровольно-поощрительная дрессура отлично работает и сейчас. К тому же зачастую сами хорьки подсказывают, что нужно делать».
В труппе Майи Шустовой 25 разновозрастных хорьков, у каждого свой талант. «На представлении я приглашаю из зала ребенка, только всегда предупреждаю, что мне нужен очень смелый зритель: мальчик или девочка, — рассказывает дрессировщица и, улыбаясь, предлагает мне: — Рискнете?» «Сойти за смелую девочку?» — переспрашиваю я. «Та-а-к, одну ногу чуть вперед, а ту, что сзади, немного согните, — руководит Майя. — Вывожу артиста». Хорек, следуя за кусочком мяса, карабкается по моей штанине, обнюхивая дорогу. Его коготки чувствуются даже через плотные джинсы. «А если мой запах ему не понравится и он вздумает укусить?» — спохватываюсь я. «Еще ни разу такого не было, — успокаивает Майя, — хотя хорек, который исполняет этот трюк, в жизни очень даже кусачий, но на сцене безупречен».
Забравшись чуть выше колена, хорек срывается. «Не хочет дальше лезть. Заставлять бесполезно, — вздыхает дрессировщица. — Знаете, иногда такое даже на сцене случается. Выйдешь на трюк и видишь, что хорь не хочет его выполнять. Стыдно перед зрителями! А что поделаешь? Иногда у них просто может быть плохое настроение. Потом после представления ломаю голову, в чем же причина такого саботажа».
Однако своих подопечных Майя никогда не наказывает — объясняет, что это бесполезно. Если хорек на репетиции не хочет исполнять какой-либо трюк, дрессировщица просто предлагает другой. «Не можешь катать шар — тогда прыгай на обруч. Слушают! Хорьки — как люди: каждый приспособлен к определенной работе, надо только это уловить, — объясняет основы дрессуры Майя. — Есть, конечно, среди них универсалы, которые могут все, но такие животные — редкость и скорее исключение из правил. У меня за годы работы такой хвостатый артист был только один».
Дрессировку хорьков, как правило, начинают, когда им исполняется полгода. На первых порах, как детям, объясняют, что можно делать, а что нет. И в это время дрессировщик присматривается, чтобы понять склонности и пристрастия воспитанников. Когда репетируют трюк, обязательно прикармливают мясом, колбасой, сосисками. Иногда дают ванильный коктейль, они его с удовольствием пьют прямо из стаканчика, это лакомство для души. На сцене трюки выполняют только за мясо.
Так сложилось, что основная часть труппы Майи Шустовой — самцы. Они крупнее, да и работают лучше. «Самки тоже толковые, но себе на уме, — считает Майя. — Когда хорек не захочет исполнять трюк, он просто демонстративно отворачивается, в то время как дама еще и начинает партнеров по номеру задирать. Если они оказываются с ней на одной тумбе, самка будет кусать их за щеки, пищать, всячески привлекая внимание».
Стабильность в выступлениях хвостатых артистов, по словам дрессировщицы, приходит примерно через месяц. Самые талантливые запоминают трюк моментально. Но! Хорьки себе на уме. Новички могут великолепно выступать две недели, пока не осознают, что это работа, она надолго, а то и навсегда — вот тогда животные начинают откровенно филонить.
«Очень тяжело хорькам приходится в жару: звери пушные, им просто жарко, — рассказывает Майя. — Зимой чувствуют себя комфортнее. Особенно до гона — с октября по февраль, потом работать просто невозможно. Приходится выводить на сцену артистов со стажем, которые в труппе около 10 лет. Они уже проверенные, не то что молодняк».
Кстати, не только дрессировщик учит своих животных, но и они его. По словам Майи Шустовой, хорьки научили ее спокойствию. «Они очень упрямые, но выходить из себя и наказывать их абсолютно бесполезно, — говорит она. — К тому же, несмотря на всю свою вредность, хорьки ласковые и нежные. Когда они тянутся к тебе своей мордашкой, чтобы поцеловаться, в этот момент им прощаешь любые капризы».