Нешуточные страсти продолжают полыхать вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда», который должен был выйти на экраны в октябре тиражом 2000 копий. Но, похоже, большого проката уже не будет. Объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино», возглавляемая предпринимателем Александром Мамутом, отказалась от показа фильма. Это решение связано с желанием оградить зрителей «от рисков, которые влекут за собой публичные показы фильмов», говорится в официальном заявлении руководства сети. Как говорится, приехали...
Пытаюсь понять трусоватую логику прокатчиков — и не нахожу ее. Да, «Матильду» сопровождает скандальный шлейф, который тянется за картиной благодаря неусыпной деятельности депутата Госдумы Натальи Поклонской. Не видя ни одного кадра из будущего фильма, который рассказывает о любви Николая II и балерины Матильды Кшесинской, Поклонская заранее оскорбилась за последнего русского императора, причисленного РПЦ за свою мученическую смерть к лику святых, и стала бомбардировать правоохранительные органы бесконечными депутатскими запросами.
Поднятая Поклонской волна вовлекла в ряды заочных ненавистников фильма ряд экстремистски настроенных «православных активистов», а то и душевно больных граждан (часто это одни и те же люди), которые восприняли ее кликушеские ламентации как руководство к действию. Неделю назад состоящий на психучете житель Ирбита Денис Мурашов въехал в начиненном газовыми баллонами автомобиле в двери екатеринбургского киноконцертного зала «Космос», таким диким образом протестуя против грядущего выхода фильма «Матильда». Несколькими днями позже рядом с офисом адвоката Константина Добрынина, который представляет интересы Алексея Учителя, неизвестные подожгли два автомобиля и разбросали листовки с лозунгом «За «Матильду» гореть». До этого нападениям подвергалась студия Алексея Учителя, которую забросали «коктейлями Молотова»...
Словом, встревожиться прокатчикам вроде бы есть из-за чего. Но напомню, что «Матильда» еще 10 августа получила прокатное удостоверение, которое разрешает показывать картину на всей территории страны. Эксперты из министерства культуры, которых не стоит подозревать в излишнем либерализме, не нашли в фильме ничего предосудительного, кроме, разве что, случайно оголившейся во время танца груди балерины.
Но голая грудь и, более того, обнаженная женская плоть во всем ее великолепии впервые была показана в советском кино еще в 1930 году — в классическом фильме Александра Довженко «Земля». На что уж товарищ Сталин и его ближний круг считали себя большими моралистами, но и то не усмотрели в тех кадрах крамолы. Неужели соскользнувшая с плеча балерины бретелька может поколебать нравственные устои современной публики?
По иронии судьбы, за день до решения господина Мамута отказаться от демонстрации «опальной» картины, «Матильда» впервые была показана на фестивале во Владивостоке. Фильм шел в четырех залах, его посмотрели более 500 человек. Руководство кинотеатра предприняло необходимые меры безопасности, но, по признанию очевидцев, никаких эксцессов не последовало. Ни один человек за невинно убиенного императора не оскорбился, зато многие зрители выходили из зала взволнованными, с заплаканными глазами.
Так кого и чего испугался господин Мамут, а заодно и дирекция московского кинотеатра «Иллюзион», на экране которого в эти самые дни доложен был демонстрироваться фильм, но внезапно был отменен ввиду неких «технических неполадок»? Почему в безмолвном ожидании замерли не только прокатчики, а едва ли не вся просвещенная страна? Почему Союз кинематографистов во главе с влиятельным Никитой Михалковым не заступился за Учителя и не потребовал от Поклонской соблюдения Конституции, которая недвусмысленно запрещает цензуру? Почему руководство «Единой России» в порядке партийной дисциплины не поставило своего зарвавшегося депутата на место? Почему гражданское общество до сих пор не инициировало сбор подписей за отзыв мандата у госпожи Поклонской, которая в истории с «Матильдой» явно превышает должностные полномочия? Почему, почему, почему...
Надеюсь, испугавшиеся прокатчики откажутся от страусиной политики и переменят свое решение. Ибо отказ от демонстрации фильма, который имеет прокатное удостоверение и ни единым кадром не нарушает российские законы, означал бы капитуляцию кинематографического сообщества, правоохранительных органов, да и всей властной вертикали перед горсткой средневековых обскурантов. Светское государство не может и не должно идти к сектантам на поклон. Даже если их возглавляет фанатично непреклонная экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская.