А ведь когда-то небо бороздили не только космические корабли, но и скромные труженики Ан-2, спасавшие поля от вредителей и удобрявшие посевы. Одна только цифра: в 1980-е в СССР с воздуха обрабатывалось свыше 100 млн гектаров полей. Тот самолет оказался неприхотлив и прост в эксплуатации. Ан-2 способен взлетать с грунтовых площадок, садиться на лед и на снег, он был и остается незаменимым для работ в Сибири и Заполярье.
Увы, судьба обошлась с самолетом с 80-летним стажем несправедливо, хотя он мог бы еще полетать и поработать. Новые машины не выпускаются, нет замены отслужившим свое двигателям, проблемы с запчастями и даже с топливом. Рулящие отечественным авиапромом «эффективные менеджеры» до сих пор не сумели найти замену Ан-2. В попытках изобрести чудесный ковер-самолет они уже 30 лет распыляют бюджетные миллиарды на реализацию все новых проектов, так и не добившись ощутимых результатов.
А тем временем компании, эксплуатирующие кукурузники, рискуют окончательно «приземлиться». «Труд» связался с председателем Ассоциации полярников, исполнительным директором НП «Росавиацентр» Владимиром Скоропуповым.
— Продление эксплуатации Ан-2 — проблема критическая, особенно для Заполярья. Без малой авиации в этих краях жизни нет. Недавно представители 13 арктических регионов собрались в якутском Жиганске, чтобы получить от властей конкретный ответ: когда восстановится регулярное авиа-сообщение? Их кормят завтраками уже 20 лет! Я работал в Тикси с 60-х годов и знаю, что Ан-2 — единственный имеющийся в стране самолет, решающий здесь все задачи. Но за последние четверть века число летающих в этих краях машин сократилось с сотни до шести...
А власти все уповают на разрекламированный самолет «Байкал», в разработку которого уже вложено 12 млрд рублей. В планах выпуск их по 25 штук в год стоимостью 170 млн рублей. Мало, дорого и сердито. Тогда как многие эксперты сходятся на том, что в нынешней ситуации решить проблему ремонта и дооборудования стоящих на приколе Ан-2 можно с помощью госзаказа.
Есть как минимум 400 машин, которые могли бы подняться в небо. Это недорого и эффективно. Тем более альтернативы Ан-2 нет. Его нынешние «сменщики» не отвечают требованиям работы в арктических условиях, им требуется серьезная доводка, годы работы. А промедление для отдаленных регионов страны, оказавшихся отрезанными от Большой земли, смерти подобно.
А в это время
10 июля ответственные лица Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии и российского Минпромторга договорились о совместной разработке и организации серийного производства самолета малой авиации. Руководителями Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) и ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» в Барановичах подписан план реализации этого проекта. Очередной прожект или реальный шаг к созданию самолета, которого заждались на наших просторах?