В конце июня «Первый» анонсировал новую итоговую программу «РЭБ». Это очередная аббревиа-тура, о моде на которые «Труд» недавно писал. Расшифровка вынесена в заголовок. После двух выпусков проект исчез из программной сетки. Его не будет ни в эту субботу, ни в следующую. Закрыли?..
В принципе РЭБ — это из военной сферы. Такая борьба подразумевает воздействие радиопомехами на средства связи противника и защиту собственных систем. Зачем она нужна в условиях современных боевых действий, объяснять не надо. Но телевизионные аналитики включили в данное понятие еще и войну информационную, сопровождающую спецоперацию, но, в отличие от оной, явно проигрываемую, о чем с горечью говорят и в «Вечерах» Соловьева, и в «60 минутах» Скабеевой. А все дело в пресловутых фейках, которые наш враг поставил на поток. В результате у значительной части мировой общественности сложился негативный образ России, и эффективно противостоять этому пока особо не получается.
Что же делать? Ну, конечно, упорно опровергать наглую клевету. И потому значительная часть времени в информационном вещании стала уделяться показу лживых сюжетов и последующему их разоблачению. Скажем, кадры из Краматорска прокручивались десятки раз, каждый рассматривался буквально сквозь лупу, и в итоге находились все новые доказательства грубой фальсификации.
Только у обывателя могут возникнуть вопросы. Как граждане Европы узнают правду, если российские телеканалы им недоступны? Или процесс поиска истины рассчитан на нашу аудиторию? Но мы же знаем ее примерный возрастной и социальный состав. Зрители главных кнопок не ищут целыми днями информацию в Сети, чтобы потом, обнаружив что-то вопиющее, включить «ящик» и получить объяснение. С фейками они и знакомятся-то благодаря Скабеевой и Ко. А помните, как было в славные советские времена? Разве мы знали, что там клевещут буржуазные СМИ? Да они для нас просто не существовали. Те же, кто сегодня рыщет по интернету с целью составить собственное «объективное мнение», «Первый» с «Россией» не смотрят.
Похоже, с целью частично устранить противоречия и был придуман динамичный проект «РЭБ», сориентированный на более молодого зрителя с широким кругом интересов. Первым делом пригласили пару ведущих, не успевших осточертеть глубокомысленными рассуждениями о мировом устройстве. Александр Смол, хоть и стоит теперь у руля не слишком успешной программы «Антифейк», большинству все же известен по мимимишной передаче про зверушек «Видели видео?». А красавица Анастасия Кашеварова, пусть и довольно близкая к власти журналистка, которой одно время даже сулили роль второй Маргариты Симоньян, знакома в основном сетевой публике.
Авторам «Борьбы» хотелось разнообразить программу таким образом, чтобы краеугольными все же оставались важнейшие политические темы. Но время от времени из нее прямо-таки перло ощущение непродуманности и спешки. Так, в первом выпуске дали большой репортаж о том же Краматорске. По фейковым публикациям в западных СМИ прошлись по обычному сценарию. Но в сюжет включили и монолог местной жительницы, которая обвинила городские власти в преступной халатности: зачем, мол, склады с вооружением разместили рядом с торговым центром? О чем думали? Комментарий к увиденному предложили сделать завсегдатаю политических ток-шоу Сергею Кургиняну. А тот — к изумлению Александра и Анастасии — вместо того чтобы назвать эту женщину «гласом простого народа», вдруг вынес вердикт: она такая же ненормальная, как и все там.
Для «омолаживания» контента в «РЭБ» включили музыкальные клипы, выступления рэперов и чтение стихов о Донбассе. Особенно порадовал зрителя видеоряд, которым сопроводили информацию о нежелании украинской молодежи воевать. Показали изнеженных юношей на киевских пляжах, а отдельно в шезлонге — еще одного, которого ублажала девушка, стоящая перед ним на коленях. Смол подвел итог: «На следующий день ему пришла повестка!» Интересно, откуда он узнал? И как эти два события взаимосвязаны?..
Довольно забавным оказался и сюжет об отставке Бориса Джонсона. Под веселенькую музыку продемонстрировали набор ретрофотографий экс-премьера. Из увиденного получалось, что этот парень всю жизнь был прикольным симпатягой. И непонятно, что теперь на него нашло.
А финалы обоих выпусков — с огромным, почти получасовым хронометражем — были посвящены криминалу. В первом речь шла о резонансном преступлении, случившемся в Москве. К 84-летнему ветерану Вооруженных сил зашел новый сосед 59 годков от роду. Поговорили о том о сем. Речь зашла и о политике. Тут-то и выяснилось, что старик спецоперацию горячо поддерживает, а его гость, гражданин США, выходец из Украины, — категорически нет. В итоге возникшей полемики хозяин оказался в реанимации. Но благодаря врачам выжил, а потому нанесенные ему чудовищные побои были квалифицированы как незначительное причинение вреда здоровью. И теперь американский садист, отправленный под домашний арест, может отделаться условным сроком.
Этот эксцесс, пусть и случившийся еще в начале марта, вполне вписывается в концепцию «РЭБ». Но какое отношение к ней имеет история о бытовой драке на пляже между спортсменом и охранниками, завершившая второй выпуск, совершенно непонятно. Похоже, так торопились, что лучше ничего не нашли. Это, братцы, придумавшие «Борьбу», совсем уж полный нокаут!
Как результат — мизерный рейтинг. И возвращение на прежнее место в сетке пусть и не ахти как актуального с точки зрения политики, но зато тысячу раз проверенного шоу «На самом деле». Опять выстрел в «молоко».