Совсем немного осталось до главного праздника православных — Воскресения Христова. Католики и протестанты уже отметили его неделей раньше. А накануне православной Пасхи, в Великую субботу, весь христианский мир с замиранием сердца ждет чуда — схождения Благодатного огня. По словам патриарха Иерусалимского Диодора I (1923-2000), который 19 лет принимал Святой Свет (греческое обозначение Огня), «это чудо делает Воскресение Христово настолько живым для нас, как будто оно произошло всего несколько лет назад».
Этот момент, когда храм Гроба Господня утопает в огнях свечей, зажженных от Благодатного огня, мы не раз видели в телетрансляциях из Иерусалима, а кто-то и сам был очевидцем незабываемого события. Знаем, что ему предшествует крестный ход духовенства вокруг Кувуклии — часовни над погребальным ложем Христа (на фото вверху), после чего патриарх Иерусалимский раздевается до подрясника и со свечами, в сопровождении армянского иерарха, входит внутрь. Двери закрываются. О том, что происходит за ними, однажды рассказал Диодор I, который занимал патриарший престол Иерусалима и всей Палестины с 1981 по 2000 год.
«Когда погаснут все огни, я нагибаюсь и вхожу в передний придел Гроба, а оттуда, во мраке, — во внутренний, к ложу. Там преклоняю колена со священным страхом, произношу древние молитвы и жду. Иногда — несколько минут, иногда больше, но обычно чудо происходит сразу же после молитв. Из недр камня, на котором лежало Тело Христа, исходит неописуемый Свет. Как правило, он имеет голубой оттенок, однако цвет может меняться. Каждый год Свет предстает по-разному. Иногда он покрывает только гробовую плиту, иногда заполняет светом Кувуклию так, что это видят люди снаружи. Свет не жжет, его можно взять в ладони. За все годы патриаршества я ни разу не обжег бороду. Сама собой вспыхивает неугасимая лампада. В определенном месте Свет вздымается кверху, образуя столп, там пламя имеет иную природу, и можно зажечь свечи. Я живу в Иерусалиме с 1939 года и присутствовал на службе схождения Святого Света 61 раз. Для меня не существует вопроса, верю ли я в чудо или нет. Я знаю, что оно подлинно».
Патриарх неслучайно упомянул о подлинности чуда. Практически сразу же, как стало известно о схождении Благодатного огня, а первые упоминания относятся к IV веку, появились и те, кто сомневался, не есть ли это какой-то фокус. Причем даже тогда, когда Святой Свет нисходил не за закрытыми дверями Кувуклии, как сейчас, а буквально на глазах у собравшихся: в Средние века часовня была более открытой и вход преграждала лишь решетка, позволявшая видеть, что там внутри (на фото внизу).
К тому же Иерусалим с 638 года и до завоевания его крестоносцами в 1099-м был под властью Арабского халифата. Арабы не пускали православного патриарха внутрь, и он молился снаружи, у всех на виду, а у ложа сидели имам и эмир города. И лишь когда часовня наполнялась бело-голубым свечением, на гробнице появлялся Свет, хорошо видный из-за решетки, и лампады вспыхивали, мусульмане отпирали решетку и впускали патриарха. Тот зажигал от лампад свечи и раздавал народу, а сами лампады арабы забирали и разносили святой огонь по своим мечетям и домам. А в столицу халифата непременно отправляли гонца с депешей, во сколько произошло схождение Огня: по этому времени ученые делали прогнозы на предстоящий урожай.
Мусульмане, кстати, до сих пор с почтением относятся к православному празднику «сэбту Нур» — «суббота Света». Приятельница, которая давно живет в Иерусалиме, говорит, что они всегда поздравляют ее в этот день. А православная арабская молодежь и вовсе обязательные участники таинства схождения Благодатного огня. Многие помнят по телетрансляции, как они врываются в храм верхом друг на друге, с криками, плясками и барабанным боем — как когда-то псалмопевец царь Давид, плясавший перед Ковчегом Завета от радости встречи с Господом. Но это не просто крики — это молитва, которая звучит примерно так: «Мы пришли к себе домой! Мы просим Божию Матерь и Георгия Победоносца дать нам Благодать! Нет иной веры, кроме православной, и Спаситель — истинный Бог!» И не было случая, чтобы Господь не откликнулся.
Но, конечно, горячо молиться умеют не только арабы. Та же приятельница рассказала, что как-то раз Благодатный огонь долго не появлялся. И собравшиеся в храме стали переживать: вдруг он не сойдет вовсе. «Невольно начинаешь вспоминать свои грехи: а вдруг это из-за меня. И просить прощения, — вспоминала она. — И тут слышу: кто-то рядом принялся вслух исповедовать грехи, потом еще и еще — по крайней мере, на тех языках, что понимаю. Плачем, молимся — такого единодушного «Господи, помилуй!» нигде больше не слышала. И вскоре — всполохи по всему храму, а вслед за этим ударяет колокол — сигнал, что Святой Свет сошел. Такая была радость! И потом несколько раз видела в обычные дни, на службе, такие же всполохи Огня, иногда даже лампады сами вспыхивают или свечи у паломников — посылает Господь по молитве».
Собственно, это и есть ответ на вопрос, сойдет ли Святой Свет на этот раз. По молитве. Все, что могли, мы уже натворили. Теперь остается только молиться — и надеяться, что и предстоящее Христово Воскресение мы встретим с Благодатным огнем. Помоги, Господи, и помилуй!