В предстоящее воскресенье, 17 марта, страна будет отмечать День работников ЖКХ. Отрасли, в которой сегодня трудится огромное количество трудовых мигрантов. А накануне праздника (видимо, в качестве подарка этим людям?) Минтруд РФ разработал законопроект, обязывающий приезжих трудиться строго по специальности, указанной в патенте. Написано в бумажке «слесарь» — даже не мечтай пойти таксовать. Иначе депортация домой в течение 15 дней.
Сразу оговорюсь: пока речь идет о тех, кто приезжает в Россию по так называемому организованному набору. Это когда, в соответствии с межправительственными соглашениями, набор работников проходит у них на родине. Там же проводится их медицинское освидетельствование, проверка по базам данных, оформление разрешительных документов. Такие соглашения у России есть с Узбекистаном и Таджикистаном.
И все бы ничего, но система не работает! Она очень сложная, да еще и коррупционная, требующая пред-оплаты со стороны потенциальных работодателей. Поэтому попадают таким путем к нам в лучшем случае несколько десятков тысяч человек. Это в год. В то же время границу с целью подзаработать пересекают миллионы, но уже без каких-либо заморочек с оргнаборами. То есть разница между «организованными» и «дикими» гастарбайтерами колоссальная.
И где все эти люди? За рулем в такси. Сегодня вероятность встретить таксиста-славянина чуть выше вероятности встречи с динозавром. В многочисленных службах доставки — а вы думаете, кто все эти бешено гоняющие по улицам и тротуарам с коробками за спиной? В том самом ЖКХ. На складах, стройках, магазинах. Везде!
Сегодня любой гастарбайтер, если ему не понравилось место работы, может спокойно его поменять. Главное, чтобы патент действовал на территории региона, где расположено новое место работы. Такая вольница, похоже, кого-то сильно раздражает. Если законопроект будет принят, трудовой миг-рант, приехавший в РФ работать на стройке, уже не сможет вместо нее устроиться грузчиком в супермаркет. Либо молча лей бетон, либо — чемодан, вокзал, Бишкек (Худжанд, Ташкент, Фергана — нужное подчеркнуть).
Вообще-то крепостное право в России отменили еще в 1861 году, но чем мигранты, жестко связанные договором с той или иной компанией, будут отличаться от крепостных? Тем хоть раз в году, в Юрьев день, разрешалась смена хозяина. Минтруд такой возможности не предлагает вовсе.
Кто-то скажет: но автор сам написал, что новые правила предлагается ввести только для тех, кто приехал в Россию по оргнабору. Остальных, которых в сотни раз больше, такие ограничения не должны коснуться. Пока это верно, да только аппетит, как известно, приходит во время еды. Можно не сомневаться: следующим шагом власти захотят распространить новшество на всех трудовых мигрантов.
На днях нечто похожее уже прозвучало из уст депутата Госдумы Светланы Разворотневой. Зампред думского комитета по ЖКХ и строительству во время круглого стола в «Парламентской газете» запросто предложила запретить мигрантам покидать стройки ради карьеры курьера. По словам Разворотневой, в строительной отрасли недостаток специалистов оценивается в 100 тысяч человек. По оргнабору набрать столько человек нереально. Выводы делайте сами.
Казалось бы, чего проще: человек приехал в РФ, получил здесь патент (кстати, при его оформлении проводится куча проверок, включая проверки на криминал и здоровье) и далее работает, где ему выгодно. Патент — по сути налог на доход, выплаченный нашему государству авансом, причем вне зависимости от того, найдет приезжий в ближайшие два месяца работу или нет. Не нашел — до свидания. Не оформил патент вовсе, и вышли сроки безвизового пребывания на территории РФ — туда же.
Это хорошо себя зарекомендовавшая рабочая схема, у которой есть только одно «но». Для ее идеальной работы Минтруд должен определять потребности конкретных работодателей. Минобрнауки — готовить под эти потребности конкретных рабочих. А МВД — четко контролировать основания и сроки нахождения конкретных трудовых мигрантов в России.
Сложно? Конечно, ведь это делом надо заниматься, а не новое крепостное право выдумывать.