В Москве в Центральном доме художника состоялся последний в этих стенах форум «Коллекции России». С 1 апреля легендарный ЦДХ прекращает свое существование.
Закрытие ЦДХ после почти 40 лет его работы — событие грустное. Непонятно, почему своих стен достойны кинематографисты, писатели, журналисты, композиторы, но не достойны художники? Зато понятно, что огромная площадь ЦДХ давно вызывала завистливые взгляды. Возникали проекты, предполагавшие снос ЦДХ и застройку лакомого пространства. К счастью, до этого дело не дошло. Правительственным решением здание передается Третьяковской галерее, до сих пор занимавшей восточную часть грандиозного дома на Крымском Валу, а теперь получающей его целиком для своей экспозиции искусства ХХ века.
Не заканчивается и деятельность компании «Экспо-Парк», причастной к большинству крупных выставочных проектов, существовавших на площади ЦДХ. Она, как заверил глава компании Василий Бычков, перемещается в Гостиный Двор, где по поручению мэрии Москвы будет создавать культурный кластер. Видимо, там теперь будут проходить ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction, фестиваль «Арх Москва» и прочие события, наполнявшие прежде ЦДХ.
А напоследок в стенах на Крымском Валу прошел прощальный, 44-й Антикварный салон, в рамках которого и состоялся очередной форум «Коллекции России». На нем публике предъявили несколько весьма колоритных собраний. Например, выставку среднеазиатских ковров и халатов XVIII — начала XIX века из коллекции юриста и дипломата Таира Таирова. Или экспозицию русского народного костюма, предоставленную коллекционером Сергеем Глебушкиным. Или традиционную для этого форума тематическую выставку «Старая бумага», на этот раз собранную Анатолием Боровковым. Здесь действительно только произведения, существующие на бумаге, да какие: пейзажные эскизы русской авангардистки Ольги Розановой, акварельный «Интерьер с портретами» Виктора Борисова-Мусатова, «обнаженная» серия нонконформиста Евгения Кропивницкого, интереснейшая подборка самобытного художника из Весьегонска Бориса Расцветаева, всю жизнь писавшего футуристические космические корабли и обнаженных комсомолок в духе примитивиста Анри Руссо...
Комсомольские Венеры самобытного художника из города Весьегонска Бориса Расцветаева. Фото автора
Но особое впечатление произвела встреча с внуком театрального художника Федора Федоровского Дмитрием, показавшим работы деда к легендарным спектаклям Большого театра и ярко рассказавшим о замечательном человеке. Так, Федор Федорович считал дурным тоном продавать искусство — за исключением пары работ все раздаривалось. Продуктивность Федоровского была феноменальной: к каждому действию оперы он готовил три варианта декораций. Так что если Большой театр вновь захочет поставить классику, он может оформить ее свежими работами художника, которого нет на свете больше 60 лет.
О страстном отношении Федоровского к делу говорит и такой случай. Делались декорации спектакля «Садко». Художники-исполнители рисовали для подводного акта Царь-рыбу. Федоровский увидел то, что у них получается, и пришел в ярость: да это же пескарь какой-то!.. А уж в рыбах он, заядлый рыболов, понимал не меньше, чем в живописи. Поднялся на второй этаж квартиры, где у него была мастерская, и не спускался, пока не была написана настоящая Царь-рыба — величественный и прекрасный осетр...
Для спектакля «Садко» Большого театра Федор Федоровский написал настоящую Царь-рыбу. Фото автора
К сожалению, работа форума «Коллекции России», как всегда, кратковременна. Но «Царь-рыбу», как и другие работы Федоровского, можно увидеть по месту их основной прописки — в галерее «Элизиум». Которой, впрочем, тоже, как и многим другим обитателям ЦДХ, теперь надо искать новое пристанище.
Надеемся, найдут. А место следующего, 45-го Антикварного салона, который состоятся в ноябре, уже точно известно: он пройдет в Гостином Дворе.