Главная Культура 00:08 14 Июня 2019 1484
Не дадим Курентзису уехать!

Кому мешает дирижер, ставший брендом Перми и России?

Сергей Бирюков
Теодор Курентзис. Фото: globallookpress.com

Теодор Курентзис покидает Пермь и ее Театр оперы и балета имени Чайковского!? Это известие стало шоком не только для пермских театралов. Именно с Пермской оперой у знаменитого греческо-русского дирижера связана большая часть творческих достижений. Именно под художественным руководством Курентзиса этот коллектив обрел авторитет труппы, желанной на лучших сценах и главных фестивалях мира вплоть до Зальцбургского.

Весть об уходе Курентзиза совпала с другой новостью: к театру, вошедшему в мировую элиту, тянутся руки, способные разрушить то, что выстраивалось многие годы. Для начала — точки над i насчет слуха последних дней, будто Теодор «с третью музыкантов своего театрального оркестра musicAeterna переезжает в Петербург». В театре это «Труду» не подтвердили, да и поверить в такой сюжет трудно: столь уникальный оркестр можно двигать куда-либо только целиком или не трогать вообще, все остальное означает его кончину.

Но ситуация, в которой возник разговор о возможном отъезде самого Курентзиса, по-прежнему не разрешилась. Теодор давно говорил, что для нормального развития театру необходимо строительство второго, современного здания. Был уже и эскизный проект британского архитектора Дэвида Чипперфилда, прошедший конкурс в 2010 году и вполне устроивший дирижера. Однако дальше дело не шло: до 7 июня 2019 года, когда стало известно о новом, якобы уже проведенном конкурсе, теперь на разработку проектно-сметной документации. По нему параметры здания — 32 тысячи кв. метров общей площади, сцена — 27×21 метр, 1,3 тысячи зрительских мест в главном зале, репетиционный зал на 400 мест. Определились и две возможные площадки — 5-й микрорайон (на горке около моста через Каму) и Разгуляй (историческое ядро Перми около памятника Татищеву). Проект должен быть готов к ноябрю, с тем чтобы уже в декабре по нему начали строить.

Прекрасно, но дьявол кроется в деталях. Во-первых, обе предложенные локации — не так уж близко от исторической сцены: несколько кварталов, 25 минут ходьбы. Для сравнения: комплексы сцен Большого или Мариинского театров сосредоточены в пределах одной площади или улицы. Ну допустим. Но вот вопрос: что за ООО «Группа компаний Строй-Эксперт» выиграло тендер Управления капитального строительства Пермского края? Без реальной конкуренции, будучи единственным допущенным претендентом.

«Строй-Эксперт» считается структурой, аффилированной с петербургским бизнесменом и меломаном Владимиром Кехманом. Это весьма неоднозначная фигура. С одной стороны, он меценат, восстанавливавший православные храмы и театры. С другой — основанная им торговая компания JFC числится у Сбербанка и других кредиторов в должниках на сумму 18 млрд рублей. По некоторым сведениям, эти деньги, взятые на закупку фруктов, пошли на девелоперские проекты Кехмана. В 2018 году Высокий суд Лондона признал господина Кехмана виновным в мошенничестве и обмане банка.

С 2007 года меценатский пыл и, очевидно, связи во власти дали толчок культурной карьере Владимира Абрамовича, сделавшегося генеральным директором петербургского Михайловского театра. В 2015-м после скандала вокруг спектакля «Тангейзер», он стал гендиректором Новосибирской оперы, тут же затеял ремонт, признанный экспертами незаконным из-за игнорирования охранного статуса этого памятника архитектуры. А проводило ремонт ООО «Строй-Эксперт».

Можно представить чувства Теодора Курентзиса, когда он узнал, что через «Строй-Эксперт» ему придется иметь дело с Кехманом. Который в предыдущих своих контактах с театрами отнюдь не проявлял себя сугубым администратором, не вмешивающимся в творческие дела. Так, бывший главный дирижер Михайловского театра Андрей Аниханов рассказывал, что во время спектакля «Лебединое озеро» Владимир Абрамович позвонил ему и выразил недовольство музыкальными темпами. Маэстро ответил, что темпы не прерогатива гендиректора. После чего, собственно, и стал «бывшим». Ну а закрытие новосибирского спектакля «Тангейзер», многими деятелями культуры воспринятое как акт цензуры, лишь подтвердило реноме Кехмана как человека тенденциозного, авторитарного и авантюрного. Совершенно очевидно, что, получи такой персонаж доступ — в любом качестве — к делам Пермской оперы, ноги Курентзиса там и дня не будет.

Хочу уточнить: я не отношусь к числу фанатов греческого дирижера, коих у него, яркого харизматика, тысячи. Не могу, например, не испытывать недоумения по поводу того, что из шести десятков названий в афише театра русскую классическую оперу представляют лишь четыре — нет даже «Пиковой дамы»! Наверное, список недоработок можно длить, но на другой чаше весов — подвижническая работа по восстановлению русского же репертуара ХХ века: балетов Прокофьева, Стравинского. Или комплексное освоение творчества Моцарта. Наконец, 23 «Золотые маски», завоеванные театром за годы художественного руководства Курентзиса.

Сейчас Теодор со своим постоянным парт-нером режиссером Питером Селларсом репетирует в Перми «Идоменея» Моцарта, которого вскоре повезет на Зальцбургский фестиваль. В Зальцбурге, замечу, уже третий год подряд не обходятся без весомейшего участия пермяков. Недавно одна англоязычная газета рассказ о концерте musicAeterna закончила словами: «Следующее место, куда вы должны поехать, — это Пермь!» На главном европейском музыкальном канале Mezzo идет документальный фильм о городе и его оперном театре. Можно ли было представить себе что-либо подобное еще 10 лет назад?

Ну так кто дороже руководству Пермского края (это оно заключало действующий по 2021 год контракт с Курентзисом): всемирно знаменитый дирижер, ставший мощным международным брендом региона и всей России, или делец, за которым тянется шлейф скандалов и миллиардных исков? Неужели вновь победит сакраментальное прилагательное «питерский»?

Посмотрим. На закрытие недавнего Дягилевского фестиваля губернатор Максим Решетников вышел в майке с надписью, обращенной ко всем пермякам, в том числе к нему самому: «Не дайте Курентзису уехать!» Именно под этим лозунгом к нему пришло на днях коллективное письмо зрителей. Об отношении к Владимиру Кехману майка умолчала — но красноречиво сказали результаты того самого безальтернативного тендера...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6081
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4612
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....