В Санкт-Петербурге набирает обороты самый масштабный отечественный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». Именно на площадке этого форума и выступила первая оперная певица мира — феноменальная Анна Нетребко. Она впервые в России исполнила роль Аиды в одноименной опере Верди вместе с ЮсифомЭйвазовым в партии Радамеса, Екатериной Семенчук —Амнерис и Валерием Гергиевым за пультом.
Так складывается расписание выступлений, что Анна Нетребко все реже появляется в считающимся родным для нее Мариинском театре. Правилом последних лет стало лишь одно единственное представление в сезоне. В прошлом году это был «Макбет», сейчас «Аида» — сравнительно новое пополнение галереи образов Анны Нетребко. До Питера эфиопской рабыней она появлялась лишь на Зальцбургском фестивале и на сцене нью-йоркской «Метрополитен-Оперы».
«Первая моя мысль была: я никогда не смогу спеть Аиду. Это очень сложная партия для сопрано. И хотя ее поют многие, мало кто делает это по-настоящему хорошо. Но я много занималась, репетировала и надеюсь, все будет хорошо», — сказала Анна перед началом спектакля. В Питере билеты на «Аиду» ценою до 20 тысяч рублей (для сравнения накануне возможность услышать Анну Нетребко в концерте с Андреа Бочелли, ЮсифомЭйвазовым и Ольгой Перетятько в Кремле стоила до 88 тысяч) были распроданы за полтора часа.
Таким образом повышенное внимание оказалось приковано и к постановке Алексея Степанюка двадцатилетней давностей, которая смотрелась даже никак нечто музейное, а откровенно вампучно, особенно в массовых сценах, некоторые из которых, например, пляс восьми негритят, вызывали смешки в зале.Тут нельзя не заметить, что историческая сцена Мариинского театра уже давно ждет заслуженной реконструкции из-за чего несколько лет здесь сознательно не было премьер.
Поэтому вся эмоционально-художественная нагрузка этого вечера легла на плечи солистов под командованием Валерия Гергиева. Но спектакль развивался с трудом — первая его половина буксовала, продираясь через несбалансированность звучания. Вторая же часть, когда театральная напыщенность и ее условность стали активно сходить на нет, выдвигая на первый план силу человеческих чувств, восторг нарастал с каждой минутой.
Супружеская чета Анна Нетребко — Юсиф Эйвазов впервые вместе пела «Аиду», и их финальный дуэт плененной эфиопской принцессы и египетского война был незабываемо великолепен — это был настоящий гимн любви. Такого красивого и полнозвучного сопрано, будто не знающего никаких технических трудностей, как у Анны, сегодня нет в мире, а ее персоналите вообще уникально.Юсиф покоряет не только яркостью своего тенора, но и абсолютно свободным верхом, хотя иногда и очень рискованно берется за откровенно драматические партии. Валерий Гергиев, стоя за дирижерским пультом, был надежным проводником в лабиринте этой фатальной страсти.
Анну Нетребко на оперной сцене в лучшем случае доведется услышать только через год. «Аида» же, несмотря на все оговорки, оказалась мощным камертоном двухмесячного фестивального марафона, что завершится 21 июля.
Кстати
События фестиваля «Звезды белых ночей», которые нельзя пропустить:
15 июня — «Дон Карлос» Верди с участием ФерруччоФурланетто в партии короля Филиппа
20 июня — «Саломея» Штрауса с Еленой Стихиной в заглавной партии
21 июня — Диана Вишнева в балете «Анна Каренина» Щедрина
23 июня — «Электра» Штрауса с Еленой Панкратовой в заглавной партии
25 июня — Пласидо Доминго и ФерруччоФурланетто в опере «Симон Бокканегра» Верди
26 июня — Альбина Шагимуратова, Евгений Никитин в опере «Дон Жуан» Моцарта
4 июля — Альбина Шагимуратова, Сергей Скороходов, Владислав Сулимский в опере «Риголетто» Верди