...Наш ЯК-42 вылетал в Новый Уренгой ранним субботним утром из подмосковного аэропорта Остафьево. Среди большой группы хорошо знакомых мне членов правления Газпрома, начальников управлений, сибирских газовых "генералов", одетых по-парадному, Алексей Миллер ничем особым не выделялся, -разве что молодостью да более простой одеждой: на нем был черный свитер, синий спортивный костюм. Взбежав по трапу на борт, он приветливо поздоровался со всеми, и через несколько минут лайнер взял курс на север.
На два дня намечено было, по-моему, слишком много: познакомиться с газовой "столицей" Ямала городом Новый Уренгой, побывать на промыслах, осмотреть установки комплексной подготовки газа (а это, в сущности, достаточно крупные предприятия), съездить на завод по подготовке конденсата, посетить больницу, роддом, культурно-спортивный центр "Газодобытчик", торговый комплекс "Сибирь". Потом вылететь на Заполярное месторождение, ознакомиться с проблемами тамошней промзоны и вахтового поселка, перебраться на вертолете в Ямбург, где тоже все, что там есть "газпромовского", посетить и осмотреть.
Скоро пришлось убедиться, что А.Миллер - не "турист", хотя он терпеливо и с видимым интересом слушал подробные рассказы своих "экскурсоводов", сопровождавших его при осмотре промзон, культурно-бытовых объектов. Новому руководителю Газпрома хватило времени, чтобы провести весьма серьезную (при столь плотном графике) рабочую встречу с генеральными директорами северных газпромовских предприятий, обсудить непростые вопросы взаимодействия отрасли и территории в мэрии Нового Уренгоя, устроить деловое совещание в штабе строительства Заполярного газоконденсатного месторождения. Разговор шел конкретный и подчас жесткий. Видно было, что Алексей Миллер заранее успел вникнуть в суть обсуждаемых проблем и потому высказывался компетентно.
Журналистов глава Газпрома не чурается. Вопросы выслушивает внимательно, отвечает четко, без "общих мест", но в увязке с общей ситуацией.
- Какова программа ваших действий на ближайший период?
- Планирую посетить все без исключения предприятия Газпрома, а также встретиться со всеми руководителями субъектов Федерации, с главами тех территориальных образований, где работают наши предприятия. Очень важным считаю обсудить вопросы дальнейшего взаимодействия Газпрома и территорий.
- Намечаются ли кадровые изменения в руководстве компании?
- Кадровой революции в Газпроме не будет. Хотя, конечно, не исключаются и меры по укреплению некоторых звеньев. Буду стараться обеспечивать преемственность тех дел, тех проектов, которые осуществлял Рем Иванович Вяхирев. Я с ним встречаюсь, постоянно советуюсь. Считаю необходимым положительные моменты в деятельности компании развивать, а негативные - нивелировать.
- Что вы имеете в виду, когда говорите о необходимости усилить роль государства в отношении Газпрома?
- Прежде всего под этим подразумевается, что Газпром - не просто акционерное общество. Газпром - это четверть российского бюджета, это важнейшая отрасль экономики нашей страны. И, естественно, мы должны думать не только о дивидендах для акционеров, это само собой, но и об укреплении, развитии газпромовских предприятий. Тем самым будет укрепляться и экономическая мощь страны, ее энергетическая безопасность.
- Удастся ли своевременно ввести в строй Заполярное месторождение?
- Это стройка номер один, очень важная не только для Газпрома, но и для всей страны. Ввод мощностей здесь необходимо форсировать. Сроки переносу не подлежат. И должен отметить, что я увидел на Заполярном хорошую организацию строительства и монтажа, высокую производственную культуру. Это вселяет уверенность, что важнейшие объекты "Заполярки", в том числе установка комплексной подготовки газа УКПГ-1С, будут пущены уже в сентябре...
- Считаете ли вы, что в нашей стране нарушен топливный баланс, есть перекос в сторону неумеренного использования газа в энергетике - слишком много его сгорает в топках электростанций? Это связано и с перегибами в ценообразовании - газ почему-то у нас дешевле угля и мазута.
- Эта проблема действительно существует, ее надо решать поэтапно. Если этого не сделать, можем оказаться в очень затруднительном положении. В ближайшее время мы детально изучим и обобщим соответствующие материалы и свое видение вопроса представим высшему руководству страны.
- Хотелось бы знать, Алексей Борисович, как вы строите свой рабочий день и какова его продолжительность. Где предпочитаете отдыхать в выходные?
- Ну, выходных у меня сейчас вообще не бывает. Рабочий день начинаю в восемь утра, заканчиваю в час ночи. Нет времени ни на какую раскачку. Деловые встречи, рабочие поездки, изучение документов, анализ работы моих замов, членов правления, руководителей ключевых департаментов и управлений - вот далеко не полный перечень неотложных дел в эти первые дни моей работы в Газпроме...