Массовые акции протеста ушли в прошлое. Да что там массовые — даже на одиночные пикеты люди выходят все реже. На смену прежним формам выражения несогласия пришла новая — подписание петиций в интернете. Для этого там даже ресурс специальный есть. Несколько дней назад на нем появился документ с таким заголовком: «Константин Эрнст! Проведите опрос телезрителей с целью улучшить новогоднее шоу в 2018 году». Понятно, что речь идет о низком качестве эфира прошедших праздников. К настоящему моменту обращение подписали уже около 120 тысяч пользователей.
Оговоримся сразу: при всевозрастающей популярности сайта Change.org проку от него не слишком много, поскольку никакого механизма воздействия на адресатов у него нет, а подписи не имеют юридической силы. Так, из примерно трех тысяч петиций в месяц, размещаемых на нем в России, к положительному результату приводят не более 1%. Однако воззвания, собирающие сотни тысяч голосов, привлекают внимание СМИ и вызывают широкий общественный резонанс. И нынешняя история — тому пример.
Уже сколько лет подряд в начале января профессиональная критика обрушивается на «праздничные ночи» и «огоньки», упрекая их в дурновкусии, отсутствии свежих идей, однообразии лиц. А толку? Реакция каналов, как правило, нулевая. Лишь изредка кто-нибудь из мелких телевизионных начальничков отбрехнется: «Не нравится? Ради бога, не держим, каналов много. А нас все равно миллионы смотрят». Но на сей раз недовольство новогодним эфиром обрело какой-то истеричный характер и вызвало ожесточенную реакцию лиц, прежде не реагировавших ни на что, кроме славословия в свой адрес.
Для начала выступил Максим Фадеев, написавший в своем микроблоге следующее: «Я не смог досмотреть ни одно музыкальное «шоу» на федеральных каналах. Такое ощущение, что мир застыл в 1993 году. Невозможный репертуар, лубочная картинка, жуткие шутки; и все вместе это — просто погружение в ад!.. Как можно довести телевидение до такого безобразия и такого безвкусия? Я в шоке! Будучи ребенком, я смотрел те же каналы, и, видимо, из музруков никто не поменялся, пока я рос!.. Неужели они не видят, что это просто уже стыдно! Бездарные сценарии и их воплощение — верх пошлости!»
Удивительно было слышать подобное от человека, во многом сформировавшего лицо современного развлекательного ТВ. Его слова вызвали широкий резонанс. Ну а потом на Change.org появилась та самая петиция, обращенная к Эрнсту. Вот фрагмент из нее (здесь и далее — пунктуация и орфография оригиналов):
«Первый канал! Мне кажется, что Вам нужно провести срочную работу над ошибками, а их, на мой взгляд за последнее время набралось немало. Все уже потихоньку свыклись с Вашим «Давай поженимся», но когда Вы запустили эту передачу в декабре вместо хоккейного матча «Кубка Первого канала» с участием сборной России и мотивировали это низкими рейтингами хоккейных баталий мне кажется, что это было Вашей стратегической ошибкой!
А то, что происходило в Вашем новогоднем эфире это уже просто за гранью! Почему особо выделил новогодний эфир Первого канала? Потому что он, на мой взгляд, стал по качеству значительно проигрывать себе же прошлых годов. Поверьте, мало кому понравилось находиться за столом «В гостях у Примадонны». Почитайте десятки тысяч комментариев под петицией и убедитесь в этом сами!»
Вроде все вполне невинно. Но упомянутая вскользь персона Аллы Борисовны вызвала у пользователей Сети неожиданную реакцию. Именно ее сочли главной виновницей новогодних неудач последнего десятилетия. Многочисленные «комплименты», высказанные в ее адрес, можно было свести к такой формулировке: Пугачева — дон Корлеоне российского развлекательного ТВ. Она и ее семья, состоящая из мужей, родственников и свойственников, протеже и прихлебателей, держит музыкальную — а, следовательно, и праздничную — составляющую эфира в своих руках, перекрывая кислород всем и вся, кто может поколебать их владычество. И если семью подвинуть, то все сразу изменится. В лучшую, разумеется, сторону.
Но ведь и тут ничего нового не сказано, не так ли? Многие годы отечественную попсу «поливают» все, кому не лень. Про роль АБ в нашем шоу-бизнесе тоже понаписано немало. И прежде реакция небожителей на подобное тявканье из подворотни была одинаковой. То есть никакой. Не царское это дело. А тут вдруг такое началось...
Откликнулась сама Пугачева, в свойственной ей снисходительно-ироничной манере написав: «Ну что, злопыхатели, возбудились? Это прекрасно!!! Значит, жизнь продолжается. А сила моя в любви и поддержке поклонников. Еще раз убедиться в этом — настоящее счастье».
Поклонники, упомянутые Примадонной, и правда, тут же поддержали ее, разместив на Change.org свое обращение к руководству Первого канала, которое начиналось так: «В связи с активным обсуждением новогодних программ Первого канала в средствах массовой информации и критикой высказанной в частности в адрес участия в праздничном эфире Аллы Борисовны Пугачевой, мы ниже подписавшиеся просим Вас не сокращать присутствие Аллы Борисовны в эфире ведущего федерального канала страны».
На этом бы и поставить точку и все забыть до следующего Нового года. Тем более что смягчить накал страстей попытался еще и замглавы Минкомсвязи Алексей Волин: «У ведомства нет претензий к качеству новогоднего телеэфира. Принятия каких-либо профилактических мер не планируется».
Но в дикое возбуждение пришли люди из окружения певицы. Градус их гнева оказался таким, как если бы они были не шоуменами, а политологами, и обсуждали бы в студии, например, программы «Будущее покажет» не высказывания «фейсбучных хомячков» в адрес АБП, а статьи продажных американских журналюг с критикой ВВП. То есть готовы были размазать оппонентов по стенке.
Игорь Николаев: «Вообще все эти истории с «гневными письмами трудящихся» очень напоминают дремучие совковые годы, когда так же травили Пастернака, Солженицына, а на эстраде — ту же Шульженко, а потом «Машину времени». Во как!
Александр Буйнов: «Петиция, кляуза, донос: для меня синонимы, словесный понос, а подписывать подобное: а давайте вот так сразу подпишем «просьбу трудящихся» о расстреле всех неполюбившихся артистов, соседей, свекровей, тещ!»
Филипп Киркоров; «Какая же все-таки это мерзость! Сидит себе человек, женщина, актриса, певица, никого не трогает, поет песни, занимается творчеством, радует миллионы зрителей и поклонников по всему миру уже больше 40 лет, и тут ни с того ни с сего какая-то завистливая дрянь, какая-то мразота организует продуманную акцию и выливает ушат дерьма!!!» И в заключение: «Она — наше достояние республики, наша Алла! Ну а злопыхатели, что они могут «подарить людям» кроме своей злобы?.. Собаки лают, караван идет... Пой, Алла, на радость миллионам пой, птица певчая!!!»
Такое ощущение, что друзья Примадонны «новогоднюю петицию» не читали. А в ярость пришли после постов в интернете или их пересказов друг другу. Сложившаяся в результате классическая ситуация «Пастернака не читал, но скажу» лишь подставила Пугачеву, поскольку возникло ощущение, что она, бедняжка, действительно нуждается в защите. Из ее-то слов подобный вывод отнюдь не следовал.
Но, может, хоть теперь все успокоятся? Как бы не так! На днях свою лепту в дискуссию внес Владимир Жириновский. «Нашим гражданам перестали нравиться «новогодние огоньки». Очень часто одни и те же передачи, одни и те же ведущие. Не буду называть этих актеров — они же все у нас такие обидчивые», — сказал он и пообещал потребовать от комитета по культуре Госдумы заняться этим вопросом. Зная умение Владимира Вольфовича улавливать тренд, следует предположить, что у «антипугачевского» бунта, бессмысленного и беспощадного, возможно продолжение.