- Это, по моему убеждению, поспешный, непродуманный и по сути своей популистский шаг, - сказал Владимир Сергеевич. - Подобные дилетантские, иждивенческие настроения бытовали нередко и среди части депутатов Госдумы прошлого созыва. Дескать, если вдруг потребовалось изыскать деньги для какой-либо цели, легче всего "содрать" их с предприятий ТЭК, прежде всего - Газпрома. Такая же "легкость в мыслях", опасаюсь, не исключена и в новой Госдуме, ибо здесь немало экономистов - приверженцев монетаризма и почти совсем нет людей, глубоко понимающих нужды и задачи топливно-энергетического комплекса.
Что касается правительства, то оно, похоже, сознательно идет на жесткие фискальные меры в отношении ТЭК, пытаясь таким "легким" путем решить тяжелые финансовые проблемы страны. Ссылаясь на подорожавшие энергоносители на мировом рынке, правительство увеличило экспортные пошлины на нефть и газ. Это, повторю, во многом популистское решение, продиктованное не столько экономической логикой, сколько сиюминутной политической конъюнктурой.
Вот и недавно было, похоже, одобрительно воспринято "вверху" предложение председателя Центробанка ввести в ближайшем будущем стопроцентную продажу государству валютной выручки предприятий-экспортеров. Правильно ли это?
Если говорить конкретнее, применительно, например, к Газпрому, то ужесточение фискальных мер может обернуться значительным сокращением добычи "голубого топлива", нарушением энергетического баланса страны и в конечном итоге убытками на миллиарды долларов от уменьшения экспортных объемов газа.
Как отмечается в специальном заявлении Союза нефтегазопромышленников по этому поводу, подготовленные на сегодняшний день запасы газа позволяют обеспечить устойчивое функционирование Единой системы газоснабжения лишь на ближайшую перспективу. А что дальше? Ведь подавляющая часть природных запасов, не вовлеченных пока в разработку, находится в труднодоступных отдаленных местах, на Севере, где нет развитой инфраструктуры.
Мало того, сейчас свыше 80 процентов объема газа добывается на истощающихся месторождениях с падающей добычей. Чтобы поддерживать ее уровень, приходится затрачивать весьма значительные средства, фактически львиную долю от всех производственных инвестиций Газпрома.
Казалось бы, государству должно быть объективно выгодно всесторонне помогать таким компаниям, как Газпром, а не "резать курицу, несущую золотые яйца" - ведь они дают основные средства, в том числе валютные, для казны. На деле же получается, что предприятия ТЭК ставят в дискриминационные условия, при которых они вынуждены работать с "минусом". Газо- и нефтедобывающие компании принудительно толкают к этому, не оставляя им достаточных средств для нормального воспроизводства выбывающих мощностей и восполнения оборотных средств, поглощенных инфляцией и хроническими неплатежами потребителей в России и ближнем зарубежье.
Еще раз подчеркиваю, что состояние нефтегазового комплекса, неблагоприятные тенденции в этой базовой сфере отечественной экономики свидетельствуют: ТЭК остро нуждается в государственной поддержке,а разорительные фискальные "набеги" подрывают его основы.