У Кирилла СТРЕЛЬНИКОВА, специалиста в области рекламы и члена церковной общины одного из подмосковных храмов, с ними разговор короткий. Под локоток - и в отделение.
- Однажды, (говорит Стрельников), я ехал в метро и услышал женский голос: "Братья и сестры, подайте во имя Христа...". Гляжу - монашка. Что меня насторожило? В монастыре послушание и воздержание - основа основ, так что разжиревших монашек не может быть в принципе. А тут - раскормленное лицо, очки в фирменной оправе, дорогая обувь. Да и ящик, который она несла перед собой, не внушал доверия: коробка, оклеенная картинками из церковного календаря.
Я дождался, пока дама выйдет из вагона, догнал и спросил: "У вас есть документы?" - "Нет", - ответила она. "А разрешение на сбор пожертвований?" И его не оказалось.
Тогда я предложил ей пройти в отделение. В милиции я сказал: "Монашествующим и священнослужителям не благословляется собирать пожертвования, поэтому прошу вас проверить личность этой дамы".
У нее нашелся паспорт - украинский на имя некой Рус. А документов, подтверждающих монашество и право собирать деньги, не было. Но псевдомонашка по поводу своей дальнейшей судьбы не беспокоилась, сидела и потряхивала картонной мошной, в которой было собрано немало денег. Знала, что ее могут всего лишь оштрафовать за попрошайничество.
Я уехал по делам, а возвращаясь, на той же самой ветке метро снова услышал проникновенный голос: "Братья и сестры..." Гражданка Рус! Опять беру ее под локоток: "Пора еще раз навестить милицию".
Прошло полгода, и в метро я снова слышу знакомый голосок. Не дожидаясь, пока гражданка Рус сама добредет до меня, выхожу на середину вагона и объявляю: "Граждане, вы знаете, кому подаете?" У пассажиров округлились глаза. "Это аферистка, которую задерживали уже не один раз. Никогда не подавайте людям в облике священнослужителей. Подавая самозванцам, вы поощряете мошенничество!"
Больше я гражданку Рус не встречал. Зато вскоре изловил в вагоне другую даму в монашеском одеянии и молча поволок к выходу. Тетя молчала. Оказалось, она шерстила вагоны на чужой территории, поэтому решила, что я из мафии, которая нищих в вагоны запускает. Опасалась: вдруг я ей ножичком в бок? Но потом осмелела, стала меня матом крыть: такой-сякой, я тебя подкараулю, сброшу под колеса! Тертая, в общем, "монахиня". Тем не менее доволок ее до милиции.
Но самый поразительный случай был у меня у станции "Третьяковская". Там торчал мужичок благообразной наружности с традиционным ящичком. Перед ним штендер, на каких рекламу на тротуарах выставляют. Только на этом храм изображен. И вот мужик под солидную вывеску собирает звонкую монету.
Интересуюсь, на каком основании собирает. "А кто вы такой?" - вопрошает мужичок. "Православный верующий, который не хочет, чтобы имя Господне употреблялось для зарабатывания денег. Документы есть?" "Есть, но вам не покажу!" И начинает спешно собираться. Я его не отпускаю, вокруг образуется небольшая толпа: "Безобразие, человек же собирает на храм!"
Мимо шел патруль. "У вас есть разрешение?" - обращается к мужичку по моей просьбе милиционер. "А как же!" И предъявляет ламинированную карточку. "Ну вот, - говорит милиционер. - У гражданина имеется разрешение на коммерческую деятельность. Все по закону".
Какая, говорю, коммерческая деятельность? Сбор денег? "Извините, - козыряет страж порядка, - у него все по закону". И рассказывает мне бредовую версию о том, что руководство метрополитена якобы выдало Московскому Патриархату несколько официальных разрешений на сбор денег в метро. А эта карточка - одно из них. И я не смог его разубедить! Правда, и мужик после этого случая исчез.
Вот я и думаю, а не изготовить ли стикеры: "Не подавай аферисту в рясе!" и расклеить в вагонах метро. Но это дорого, и потом - на какие средства? Города? Метрополитена? Церкви? Но все равно с аферистами, наживающимися на святых чувствах людей, надо кончать.
ХОРОШО ГРЕБУТ И НЕ СТЕСНЯЮТСЯ
По данным Института этнологии и антропологии РАН, среди нищих преобладают русские, украинцы, молдаване, цыгане и таджики. Попрошайки предпочитают работать в метро - 35,5% промышляют именно там, а 18,7% - на подступах к нему. При этом доход профессионального нищего в два-три, а порой и в четыре-пять раз превышает заработок среднего москвича. Результаты опросов показывают, что милостыню время от времени подает каждый пятый москвич и каждый одиннадцатый житель регионов.
ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР ПОСТАНОВИЛ
Пункт 9. ...В условиях, когда священнические и монашеские одежды подчас используются мошенниками, Собор счел недопустимым сбор пожертвований священнослужителями и монашествующими в публичных местах. Миряне для осуществления такого сбора должны иметь письменное благословение правящего архиерея той епархии, где производится сбор.