Главная Культура 21:38 13 Февраля 2016 2770
«Я - старая театральная крыса»

Николай Коляда о себе и своем уникальном театре-корабле

Анжела Леонидова

Когда недавно в театральном центре «На Страстном» проходили гастроли «Коляда-театра» из Екатеринбурга, в зале не было свободных мест. Уже с десяток лет столичная публика ломится на спектакли этого скромного (если говорить о численности труппы) коллектива. Притом что в самой Москве неоднократно ставились пьесы Николая Коляды «Мурлин Мурло», «Уйди-уйди», «Селестина». И это лишь малая часть из написанных им 93 пьес. А на Урале Николай Владимирович — главный кузнец актерских, драматургических и режиссерских кадров. Между прочим, среди его учеников в Екатеринбургском театральном институте — Василий Сигарев, автор знаменитых фильмов «Жить» и «Страна ОЗ». Кто же он такой — человек с «колдовским» именем, сделавший Екатеринбург одной из театральных столиц России? Выясняем в беседе с самим худруком, по совместительству директором, режиссером, драматургом, актером театра, называющегося его именем.

— Николай Владимирович, довольны нынешними гастролями в столице или устали?

— И то и другое. Москва нас хорошо приняла. В Екатеринбурге зрители более спокойны — суровый Урал-батюшка. А тут реакция бурная.

— Какие спектакли пользовались наибольшим успехом?

— Заранее раскупили билеты на «Маскарад», «Бабу Шанель», «Женитьбу», «Вишневый сад», премьерных «Ричарда III», «Кошку на раскаленной крыше». Всего же сыграли 21 представление, в том числе четыре премьеры (кроме названных камерный спектакль «Дом у дороги» и «Клуб брошенных жен» по моей новой пьесе). А ведь рядом с нашей площадкой, театральным центром «На Страстном» — Театр наций, в котором великий Уилсон поставил «Сказки Пушкина». В Москве — театры-ледоколы, а наш кораблик маленький, но удаленький. А 22 марта у нас начинаются большие гастроли по Европе: Франция, Польша, Сербия: Везем «Гамлета, «Бориса Годунова», «Вишневый сад», «Трамвай «Желание», «Большую советскую энциклопедию» — спектакли, которые уже одобрили москвичи во время наших предыдущих гастролей.

— Команда вашего корабля большая?

— Я предпочитаю слово «семья». Нас 80 человек. Перед началом каждого спектакля сам встречаю зрителей в холле театра, предлагаю им программки, рассказываю, какие у нас будут премьеры. Сейчас вот в Москве книжки свои подписывал — только что вышел четырехтомник, — афиши, программки. О спектаклях и артистах рассказывал. По-любому такой театр зритель запомнит.

— И сколько стоит программка?

— 20 рублей, а в московских театрах — все 100. И билеты на наши спектакли соответственно дешевле.

— Николай Владимирович, это же вы открыли потрясающего артиста, о котором сегодня говорит вся Россия, — Олега Ягодина?

— Вообще-то его открыли мама с папой. Артистом нужно родиться, это талант от Бога. Конечно, актерской профессии можно обучить. Вернее, выдрессировать, как слона в цирке. Только вреда от этого больше, чем пользы. Но актер — это не слон, а кошка.

— В смысле?

— В театре ведь часто ходят кошки, пройдет как бы незаметно на заднем плане, хвост трубой — и все обращают на нее внимание. Даже если на сцене артисты из кожи вон лезут — кошка их переиграет. Олег Ягодин — такая кошка. Гуляет сама по себе, живет своей жизнью, наблюдать за которой невероятно интересно. И он у меня в театре такой не один.

— Я слышала еще, про хорошую игру артистов говорят: «Органичен, как собака».

— Это в кино. А в театре — «органичен, как кошка». Просто в театре собак нет, максимум одна, у вахтера. Зато есть мыши, крысы. Кстати, про себя я говорю «старая театральная крыса». Так вот, если бы в театре не держали кошек, грызуны бы его сожрали.

— Как вы выбираете репертуар? Как находите баланс между своим творчеством и произведениями других авторов?

— Подстраиваюсь под артистов. Олег Ягодин способен сыграть все, и я ставлю на него классику: «Маскарад», «Женитьбу», «Ревизора», «Гамлета», «Вишневый сад». Но и для всех актеров я точно так же стараюсь найти роли из мирового репертуара.

— Сами играете в своих постановках?

— Уже мало. Играю короля Лира, и то с трудом. Каждый раз испытываю ужас, когда предстоит спектакль. Три часа надо бегать, ругаться, сходить с ума: Тяжкая работа. Потом три дня отхожу.

— Когда ставите классическую пьесу, например, «Ричарда III», принимаете в расчет степень ее актуальности?

— «Ричард III» — про власть, тема вечно актуальная. «Борис Годунов», который мы возим и в Европу, воспринимается как современная история. Кстати, Олег Ягодин, играющий Бориса, как две капли воды похож на нашего президента.

— Работаете по системе Станиславского?

— Если помните, Станиславский делил театр на живой и мертвый. Почему москвичи так любят «Коляда-театр»? Да потому что мы — нормальные, вменяемые, живые. Человек после работы пришел в театр, чтобы отдохнуть. Он в офисе уже отработал восемь часов и в театре не должен мучиться. Зритель садится в мягкое кресло, выключают свет, и, чтобы его не потянуло в сон, артист должен его увлечь, заинтересовать. Да, пусть на его глазах будут и слезы, но слезы очищения, а не муки.

— Успеваете во время гастролей что-то посмотреть в театрах Москвы?

— Нет. Но когда театры приезжают в Екатеринбург, с удовольствием хожу на спектакли. Хвалю редко. Но плакал, когда смотрел спектакль Туминаса «Дядя Ваня». Честно — не ожидал. Аж вытаращил глаза от удивления. Как же здорово, как замечательно! Нет этого вечного: «О-о, все издыхаем, помираем». Есть оптимизм, свет несмотря ни на что. И я стараюсь, чтобы в трагедиях были не только слезы, но и смех. В моей постановке «Гамлет» целый час можно смеяться. Но спектакли Туминаса — это высший пилотаж. Вне всякого сомнения, он сейчас — лучший режиссер России.

— Говорят, что на ваши спектакли приходят и другие знаменитые режиссеры — Звягинцев, Лунгин, чтобы искать артистов для своих фильмов?

— Это правда. Я их понимаю. Иногда смотришь игру московских артистов и думаешь: «Ну что из себя строишь?» А Ягодин приезжает в театр на велосипеде, в простой одежде, никогда в жизни не скажешь, что он — гениальный артист, пока не выйдет на сцену. Я их научил: «Люби театр в себе, а не себя в театре». Ненавижу эту игру в звездность, интриганство, истеричность. Артист — такая же профессия, как любая другая. Только одному, скажем, вагоновожатому, надо уметь водить трамвай. А актеру надо владеть своим организмом, когда мгновенно, где нужно, заплачешь, засмеешься: Это так же тренируется, как и все остальное.

— Почему не снимаете кино? Ваш ученик по Екатеринбургскому театральному институту Василий Сигарев стал знаменитым кинорежиссером. И его супруга Яна Троянова, ваша бывшая актриса, прославилась на всю страну, недавно дебютировала в качестве режиссера.

— У Васи «Волчок» — ничего, нормальный фильм. Но я не очень люблю кино в принципе. Точнее, люблю всего лишь один фильм во всем мировом кинематографе — «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого. Сколько ни смотрю — все время плачу: девушек жалко. Все они там такие настоящие. И про Родину, про Россию, про любовь там тоже по-настоящему.

— А правда, что после спектаклей в Москве вы сами мыли сцену?

— Чистая правда. Уборщицы центра «На Страстном» очень злы на нас. После одного спектакля — пух («Женитьба»), после другого — краска («Король Лир»), после третьего — земля («Ревизор»). Ворчат: «Откуда вы такие приехали?» Мне неловко — забираю у них тряпку и сам начинаю наводить порядок.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6159
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4733
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....