Четверть века назад, 11 января 1994 года, открылась работа Федерального собрания, парламента новой России. По данным Левада-Центра, осенью прошлого года рейтинг доверия депутатам составил 23%, а сенаторам — 25%. Кем стали слуги народа сегодня? Как законодательная власть могла бы заслужить уважение народа?
Анатолий Вассерман, политический консультант
— Сейчас депутаты успешно исправляют репутацию Думы. Стало меньше скандалов, появилось больше здравых законов. Не очень слежу за общественным мнением, но оно, кажется, меняется к лучшему. Единственные, кто плохо относится к власти, — это СМИ. Они заточены под критику. Получается, по мере улучшения качества власти падает качество публикаций о ней. В принципе это неплохо, ибо критика нужна обществу. Лично я в качестве публициста стараюсь искать баланс: резко критикуя правительство, в целом поддерживаю политику президента и многих депутатов.
Павел Кудюкин, экс-замминистра труда РФ
— Думаю, сейчас отношение людей к парламенту скептически раздраженное. Многие законы, которые одобряют депутаты и сенаторы, противоречат интересам большинства населения. Не всегда сами депутаты придумывают такие законы, но они могли бы их отклонять и выдвигать более насущные, человеколюбивые проекты. Увы, действует система жесткого отбора кандидатов на основе лояльности президентской администрации. А губить карьеры никто не хочет.
Дмитрий Орешкин, политолог
— Парламент 1994 года можно воспринимать по-разному, но, главное, он был репрезентативен. Почти четверть избирателей проголосовали за Жириновского — ну что ж, таковы были настроения. В те годы депутаты понимали, что зависят от избирателя в лице народа. А сейчас Дума отражает электоральные предпочтения власти. Поэтому вопрос возвращения доверия в повестке дня у депутатов не стоит: их избиратель доволен. А для завоевания уважения народа достаточно вернуть честные выборы. Но тогда затрещат по швам многолетние попытки выстроить унитарное государство.
Леонид Радзиховский, публицист
— Депутаты ведут себя как зарвавшиеся господа, презирают людей, ибо неподотчетны простым смертным. Народ это понимает и относится к ним соответственно. Лично я уверен, что упомянутые весьма скромные рейтинги доверия к представительной власти явно завышены. Вообще-то депутаты вправе вмешаться в законы, тормозить и отменять заведомо антинародные. Но ведь ничего такого не происходит.
Олег Шеин, депутат Госдумы
— Отличный способ заработать уважение народа — потрудиться в интересах общества, а не крупного капитала. Начать хотя бы с отмены закона о повышении пенсионного возраста. Но в рамках сегодняшних политических реалий это невозможно: нет состязательности, нет рефери в лице общества. Сам институт парламентаризма на годы вперед ослабил расстрел Верховного Совета. Надо признать, что за четверть века наш парламент деградировал. Да, в 90-е Дума играла одну из ключевых ролей, но сейчас ее влияние невелико. Маленькая иллюстрация: 9 января отвергнут законопроект о возможности депутатов контролировать планы приватизации государственных компаний. Однако в будущем я не исключаю укрепления роли Думы. Огромной страной сложно управлять в режиме жесткой вертикали. Опыт XX века уже показал: переход от вертикально ориентированных конструкций к коллегиальному руководству возможен.