Главная Наука и технологии 00:10 13 Января 2017 6845
«Если бы не интриги и подковерная борьба...»

К 100-летию главного конструктора космической техники, академика Василия Павловича Мишина

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»

Разительные контрасты на жизненном пути — драматические острейшие коллизии, счастливые взлеты, мировые достижения в космонавтике, тяжелые поражения, громкая отставка, горькие обиды — все это испытал главный конструктор академик Василий Павлович Мишин, столетие со дня рождения которого будем отмечать 18 января. Он был яркой личностью, хотя и с непростым характером. Генератор прорывных идей, талантливый конструктор и ученый, один из основоположников отечественной практической космонавтики, соратник и преемник легендарного Сергея Павловича Королева.

Они познакомились в поверженной Германии в 1945-м, куда были направлены вместе с другими специалистами для изучения немецкой ракетной техники. К тому времени 28-летний Мишин получил орден Красной Звезды за вклад в создание самолетного вооружения. Королев обладал удивительным чутьем на таланты — и в 29 Мишин стал заместителем главного конструктора баллистических ракет. Коллективу под руководством Мишина предстояло совершить прыжок в неизведанное: создать более совершенные, чем немецкие Фау-2, ракеты. И в короткие сроки этот рубеж удалось взять.

Разработали вначале проектную документацию на ракету Р-2 с дальностью 550 км (первый запуск в 1949-м, принята на вооружение в 1951-м). Затем — Р-5 с дальностью 1200 км (испытания начались в 1953-м). Следующей стала Р-5М, которая несла атомный заряд (на вооружении — с 1956-го). За заслуги в создании дальних баллистических ракет Мишина удостоили звания Героя Социалистического Труда. А венцом на том этапе стал проект знаменитой Р-7, «семерки» — первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. В коллективе под руководством Мишина главным проектировщиком Р-7 работал Сергей Сергеевич Крюков (позже главный конструктор НПО имени С.А. Лавочкина).

Наша страна стала мировым лидером в освоении космоса. На ракетах семейства Р-7 были запущены и первый искусственный спутник Земли, и «Восток» с Юрием Гагариным, и все корабли с нашими космонавтами. В течение двух десятилетий Мишин был бессменным первым замом Королева. В январе 1966-го, после внезапной смерти 59-летнего Сергея Павловича на операционном столе, кандидатура Мишина на пост главного конструктора являлась очевидной. Хотя он не очень-то стремился занять начальственный кабинет. Об этом уже на закате жизни мне откровенно рассказывал сам Василий Павлович, с которым мы были знакомы свыше 30 лет и до самой его кончины сохраняли добрые, доверительные отношения.

Почему же у Мишина возникли сомнения? Да потому что ему претили интриги с участием министерских и цековских кураторов. «Вся атмосфера в верхних эшелонах отрасли оставляла желать лучшего, — жестко говорил мне академик. — Если бы не многоходовые интриги, подковерная борьба, в которой участвовали не только ряд главных конструкторов, но и секретарь ЦК КПСС Устинов, и партийные бонзы, страна могла использовать вдвое или втрое меньший промышленный потенциал, сэкономить огромные средства и добиться больших успехов».

Мишин был человеком прямым и резким. Не придерживался политеса, говорил, что думает, быстро наживал врагов среди начальства. Да и с коллегами, и даже с Королевым, у него случались стычки. «Я нередко спорил с Сергеем Павловичем бескомпромиссно, эмоционально, — вспоминал Мишин во время нашей последней встречи в 2001-м. — Бывало, после этого мы неделю не разговаривали. Но это никогда не перерастало в личную вражду. Через несколько дней либо я заходил к Королеву, либо он ко мне, и снова работали вместе, потому что верили друг другу и занимались одним, очень важным делом».

После смерти Королева на предприятии опасались, что в руководители им назначат «варяга». Коллеги убеждали Мишина согласиться и взять бразды в свои руки. Все замы Королева подписали обращение в ЦК КПСС. Но только через четыре месяца, 11 мая 1966-го, министр общего машиностроения, получив, наконец, согласие ЦК КПСС, издал приказ о назначении Мишина главным конструктором и руководителем предприятия в подмосковном Калининграде.

Василий Павлович восемь лет находился у руля флагмана отечественной космонавтики. Его сторонники перечисляют крупные победы, одержанные на звездном пути в те годы. Новый пилотируемый корабль «Союз», грузовой «Прогресс», первая в мире орбитальная обитаемая станция «Салют», облет Луны кораблем «Зонд-5» в автоматическом режиме и возвращение на Землю спускаемого аппарата с черепахами... Зато оппоненты Мишина акцентируют внимание на провалах. В 1967-м погиб, возвращаясь из испытательного полета на «Союзе», Владимир Комаров. Через четыре года новая беда. Когда Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев, завершив 23-суточную экспедицию на орбитальной станции, перешли в корабль, чтобы отправиться к Земле, в кабине произошла разгерметизация. Космонавты были без скафандров и погибли. Мишина упрекали в том, что в стремлении преподнести начальству подарки он отправлял в космос недоработанные аппараты, прежде всего «Союз»...

Много сил отдал Василий Павлович супермощной ракете Н-1, предназначенной для полетов на Луну и Марс. Разработка ее началась в начале 1960-х под руководством Королева, первый пилотируемый облет Луны предполагался еще в середине 1967-го, раньше американцев. Но планам не суждено было сбыться. Сроки переносились. Все четыре испытательных запуска новой ракеты в 1969-1972 годах оказались неудачными. Одна из главных причин в том, что огромная первая ступень (высотой с 10-этажный дом, стартовой массой 1880 тонн, имевшая аж 30 маршевых двигателей) не была предварительно испытана и отработана на Земле. Для такого гиганта надо было построить специальный стенд, но решили сэкономить и испытывать царь-ракету в полете (ошибку учли позже при создании ракеты «Энергия», и она полетела с первого раза).

Тем не менее при четвертом запуске первая ступень Н-1 отработала без замечаний почти весь цикл — 107 секунд из положенных 114, подняв ракету на высоту 40 км. И пятое-шестое испытание должно было завершиться успехом. Но к тому времени американцы уже побывали на Луне, и советские руководители потеряли всякий интерес к проекту. Лунную программу закрыли, а две готовые к старту ракеты Н-1 решили... уничтожить. «Это было более чем странное, непростительное решение, — говорил мне Мишин 20 лет спустя. — Ну и что с того, что на Луне мы были бы не первые? Зато имели бы мощную ракету, которая позволила бы нам осуществить интереснейшие проекты».

Проигрыш в лунной гонке предопределил судьбу главного конструктора. В министерских и цековских кабинетах шептались о вздорном характере академика, о том, что Мишин, как написал в своей книге Борис Черток, «портит отношения с другими главными конструкторами...». А в 1973-м произошло, казалось бы, невероятное: замы Мишина, его давние коллеги К.Д. Бушуев и Б.Е. Черток, а также ведущие работники предприятия Д.И. Козлов, С.С. Крюков и К.П. Феоктистов направили по-тихому письмо в ЦК КПСС с просьбой отправить академика в отставку.

Вопрос надолго завис. Необходимо было согласовать отставку с генсеком Брежневым, а Леонид Ильич симпатизировал Мишину. Но развязка все-таки наступила: 9 мая 1974-го Брежнев направил Василию Павловичу поздравление с Днем Победы, а 20 мая Мишина сняли с должности. По указанию нового руководителя предприятия Валентина Глушко, охранник у въездных ворот, потупя взор, отобрал пропуск у приехавшего на завод Мишина и не пропустил его на территорию. Василий Павлович, проработавший на предприятии четверть века, не смог даже забрать личные вещи. Лишили его и служебной машины. Зачем потребовалось унижать человека, столько сделавшего для нашей ракетной отрасли, — загадка...

Мишин тяжело переживал несправедливость. В какой-то момент даже размышлял, сидя в беседке на дачном участке в подмосковной Валентиновке, не свести ли счеты с жизнью. Служебный пистолет, который еще не успел сдать, лежал перед ним... Слава богу, не спустил курок. Но обида оставалась в душе до конца дней. Потому и свои многочисленные записные книжки, блокноты-дневники, собранные за 14 лет, продал на аукционе за рубеж по смешной цене — за 5 тысяч долларов, хотя позже эти реликвии выставлялись на перепродажу за полмиллиона...

«Иногда приходит кощунственная мысль: Королев умер вовремя. Еще полгода — и его бы «задвинули»...» — грустно заметил Василий Павлович в январе 2001-го.

Но тем летом, в 1974-м, он сумел преодолеть обиду и душевное опустошение. Вернулся в Московский авиационный институт, где заведовал кафедрой (организовал ее еще в 1959-м), занимался исследованиями, проектными разработками. В первой половине 1990-х академик направил в Роскосмос и РАН новаторские предложения, расчеты по многоразовой ракете. Для ее старта должны были использоваться обычные ракетные двигатели, а для посадки — турбореактивные авиационные. Ступень, по расчетам, возвращается и совершает вертикальную посадку на Землю. Ресурс — от 8 до 10 пусков, экономия — миллиарды. Но идеи так и остались на бумаге. А на Западе проект возвращаемой ракетной ступени сегодня успешно реализуется.

Среди других предложений Мишина — вертикально взлетающие и приземляющиеся самолеты. Одна из западных авиастроительных фирм предложила академику 3 млн долларов за реализацию проекта за рубежом. Но Мишин без раздумий отказался. Сожалел об одном: после отставки его разработки стали почему-то не востребованными в России.

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Президент провел в Санкт-Петербурге совещание по развитию Военно-морского флота 

Фото: http://kremlin.ru

Морской компонент стратегических ядерных сил России на сто процентов укомплектован современным оружием и техникой. Об этом в пятницу, 11 апреля сообщил на совещании по развитию Военно-морского флота (ВМФ) в Санкт-Петербурге глава государства Владимир...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Постановка на конвейер самолета Ил-114-300 достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса как образчик авиационного долгостроя

Анатолий Журин
Труд
Как же долог разбег этого самолета в небеса! Фото: UAC/globallookpress.com

Первый полет отечественного SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 состоится в ближайшие три месяца, заявил Михаил Мишустин, выступая на прошлой неделе в Госдуме. Премьер напомнил, что с 2026 года российские авиазаводы...

Оформление государственных услуг переходит в онлайн и на самообслуживание. И вот как это выглядит

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Люди оказались заложниками неуемного стремления властей побыстрее попасть в цифровое будущее. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Неприглядную картину пришлось наблюдать в минувшую субботу, 29 марта, в центре государственных слуг столичного района Раменки. В специальном зале, отведенном для «самостоятельного» получения необходимых услуг,...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом и какие ритуалы соблюдают его последователи

Анатолий Журин
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Завтра, 12 апреля, мы отмечаем праздник, который подарил стране и миру Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества космический полет. В этот памятный день на телеканале «Культура» готовится...

На «Интеграции-2025» свою продукцию представили больше 130 компаний

Ольга Щербакова
Труд
Фото с сайта integration.ru

Международная специализированная выставка инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации людей с инвалидностью «Интеграция», завершившаяся вчера в столичном «Тимирязев Центре», побила все...

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Наука и технологии 00:28 / 11 Апреля 2025 4044
Технопарк

Дрон с шашечками, робоконь, высокотехнологичная батарейка

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Wang Jingqiang/Синьхуа, globallookpress.com

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый в России троллейбус, который придумал российский изобретатель Петр Фрезе. И хотя тесты прошли достаточно успешно, новинка в России прижилась далеко не сразу....

Как космонавтам бороться с лунной пылью и что им делать с надоевшей едой из тюбиков?

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Изображение: Freepik.com

7 мая отмечается Международный день планетариев. Ровно 100 лет назад в Мюнхене открылось первое в мире «окно в звездный мир», оснащенное лучшей для того времени цейсовской техникой. Как тогда писали газеты, «это...

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Каким он был, тот день, когда весь мир узнал, что русские покорили космическое пространство?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Светило солнце. Развезло дороги. Бежали ручейки. В еще прохладном воздухе уже разлилась весна. Племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова в деталях описала тот самый день, когда 15 лет назад я приехала на родину первого...

Так некоторые по-свойски именуют искусственный интеллект. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен

Надежда Арабкина
Труд
Можно заиграться и однажды проснуться в мире, где умные машины правят глупыми людьми. Фото: Freepik.com

ИИ, искусственный интеллект, стремительно ворвался в нашу жизнь, и вот уже некоторые совсем по-свойски зовут его Иван Иванычем. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен. Понятно одно: это компьютерная...

Как советский истребитель Ла-5 обогнал немецкий «Фокке-Вульф»

Анатолий Журин
Труд
Боевое крещение «лавки», как называли эти самолеты летчики, приняли в 1942 году в сталинградском небе. И потом их вылеты немецкие наблюдатели неизменно встречали тревожным: «Ахтунг! Ахтунг! Ла-фюнф ин дер люфт!»

Летом 1942 года летчики люфтваффе были озадачены появлением над Сталинградом неизвестных советских самолетов. Это были первые войсковые испытания новейших истребителей Ла-5. С 14 по 24 августа 19 пилотов совершили 180...

Танки Leopard 2A6 оказались чрезмерно дороги и сложны в обслуживании – как и их предшественники из семейства «бронекошек»

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Переданные Украине немецкие танки Leopard 2A6 («Леопард») повторяют судьбу танков Tiger («Тигр») времен Второй мировой войны. Об этом написал обозреватель американского издания The National Interest Кристиан Орр. «Чрезмерная...