Если загадать желание и погладить белого оленя, оно обязательно сбудется — примета такая есть у северных народов. И оказавшись на оленьей ферме в Подмосковье, я времени даром не теряла. Тем более что олени здесь сами в руки идут: и белые, и коричневые в пятнышках, и серые с подпалинами.
Мы решили побольше разузнать о животных, которых выбрал себе в помощники Санта-Клаус. И наш Дед Мороз, хоть и предпочитает передвигаться на лошадях, на оленях тоже не прочь прокатиться.
Хлеб вместо ягеля
Туристов олени за версту чуют. Ведь если в тундре они ягель способны разнюхать под снегом на трехметровой глубине, то что с ними творится, когда приезжает орава детей, пахнущих разными вкусностями! Туристы еще в автобусе, а олени уже переминаются у ограды вольера. Ритуал, отлаженный годами, выглядит так. Вначале все — и стар и млад — восторженно наглаживают оленьи носы и уши, треплют загривки, а потом животные получают заветное лакомство — черный хлеб. На каждого оленя полагается в день по буханке. В условиях Подмосковья горбушка черного хлеба для северных обитателей слаще ягеля.
Ферма, на которой живут олени, расположена в Орехово-Зуевском районе недалеко от деревни Анциферово. А начиналось все с двух оленей, которых Александр Бондарчук привез 10 лет назад с севера, где тогда работал. Целое стадо, почти 500 голов, собирались отправить на убой. Бондарчуку жалко их стало, но зарплаты хватило лишь на то, чтобы отстоять двоих.
— С моей стороны это была чистая авантюра, — вспоминает Александр. — Олени — животные вольные, не каждого человека подпустят к себе. К тому же сразу встал вопрос: чем их кормить?
Были придуманы сотни вариантов меню, ведь в ягеле содержится целая таблица Менделеева, жизненно необходимая этим животным. Время показало, что и без ягеля олени вполне хорошо себя чувствуют. Уплетают за обе щеки овощную смесь со злаками, комбикормом, летом в их рацион дополнительно включают траву, а зимой — сено. В общем, если судить по округлым бокам обитателей фермы, не голодают.
Не родись красивым, а родись белым
В стаде сейчас 14 оленей разного возраста. Все самцы, все упряжные, некоторые в прошлом участвовали в скачках, а теперь на пенсии, жуют хлеб и катают детей в нартах. Красавчик, Гоша, боевая четверка мушкетеров (Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян), Рудольф, Бяшка, Мика...
— Те, кто старше и сильнее, гоняют младших, — рассказывает Ольга Горячева, она организует экскурсии и хорошо знает характер подопечных. — Главные всегда первыми идут к кормушке, расталкивают остальных, когда приезжают туристы. Обычно у лидеров самые красивые рога, но бывает и по-другому. У нас есть один молодой олень Гоша, так у него рога не самой правильной формы. Когда формируются панты, олени по ним постукивают копытцами. Это что-то вроде массажа для активизации кровообращения, чтобы рога выросли красивым. А Гоша — лентяй, но при этом время от времени все равно умудряется гонять половину стада. Даже стариков иногда задирает.
Есть в стаде олени из Салехарда. Их подарили кинорежиссеру Наталье Бондарчук (она не родственница, а однофамилица хозяина оленьей фермы) для съемок фильма «Тайна Снежной королевы». Она подарок приняла с условием, что жить будут олени обязательно на ферме — на вольных просторах. Один из этих оленей, Бяшка, — местная звезда. Его туристы тискают активнее всего, потому что он белый.
Зачем нужны рога
Чтобы приручить дикого оленя, научить его ходить в упряжи, нужен не один год. Этим занимаются оленеводы на родине животных в Мурманской области. В Подмосковье олени приезжают уже не новичками. Здесь их воспитанием и обучением занимается Григорий Карпов, саам по национальности, потомственный оленевод. Он участвовал в гонках на упряжках, учился в Финляндии — в общем, человек опытный. Олени его просто обожают. Или, точнее, уважают. Стоит только Григорию показаться на горизонте, как они сразу оживляются.
— Характер оленя не узнаешь, пока его не запряжешь, — уверен Григорий. — Надо сначала поймать, на веревке провести, и тогда можно будет сказать, чего от него ждать. Есть такие тертые калачи, что всегда свой норов показывают. Мороки с ними много. В руки не даются, запрягаешь их два часа, а потом столько же распрягаешь.
— И как с такими Санта-Клаус управляется? — удивляюсь я. Услышав про Санту, оленевод оживляется.
— Однажды по радио слышал прикол про северных оленей. Нормальные самцы сбрасывают рога сразу после гона (конец осени или начало зимы), а кастрированные животные ходят всю зиму с рогами. Санта-Клаус ездит только на оленях-самцах — получается, что у него самцы ходят всю зиму с рогами. В связи с этим такой вопрос: а гуманный ли человек Санта-Клаус? На самом деле природа так устроила, что самцы действительно сбрасывают рога после гона, а вот самки всю зиму с рогами, чтобы потомство защищать. На ферме все животные кастрированные — так заведено, что в упряжке ездят только кастрированные олени.
— У оленей, наверное, много общего с лошадьми? — спрашиваю Григория.
— Не думаю, их даже запрягают по-другому. К тому же лошадей нельзя в упряжи надолго оставлять, а оленей можно. Они могут спокойно несколько дней простоять. Да и управляют ими с помощью одной вожжи. Если передовой олень (крайний левый) хорошо обучен, проблем не будет.
— А что может обрадовать оленя? Он, по-моему, ходячая флегма...
— Кусок хлеба. Хотите, фокус покажу? — предлагает Григорий и направляется прямиком к вольеру. Завидев его, олени оживляются, прилипают к изгороди, даже пританцовывают от радости. Оказавшись в центре стада, Григорий высоко в руке поднимает лакомство, и самые активные олени норовят встать на задние ноги, чтобы дотянуться до угощения. А хвосты у всех от счастья торчком!
— Хвост у оленя — как у собаки или кошки — индикатор настроения, — объясняет Григорий. — Когда снег идет, они точно так же резвятся: прыгают, бодаются, и хвосты у всех высоко вверх подняты. Если у оленя хвост вверх, значит, все обалденно!
Кстати
Самый маленький в природе олень, малый канчиль, весит около 2 кг, его рост не превышает 25 см. Для сравнения: длина тела обычного северного оленя — около 2 м, высота в холке — до 1,5 м, а вес — около 200 кг.