Открывшийся 11 февраля фильмом «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов, 66-й Берлинский кинофестиваль покажет блестящую программу знаменитых, а также совсем молодых режиссеров. Увы, не в пример прошлым годам наших фильмов в главном конкурсе нет. О причинах можно только догадываться. Похоже, сыграл свою роль политический расклад. Ведь Берлинале — фестиваль социально и политически ориентированный. Зато в параллельных и весьма престижных программах несколько российских фильмов, притом довольно необычных, присутствуют.
Русский след — это «Тряпичный союз» Михаила Местецкого, а также «Эликсир» видеохудожника Даниила Зинченко — авангардистский проект, разворачивающийся в мифологическом бесконечном пространстве России, населенном потомками персонажей русской поэтической литературы. Кроме того, заявлен фильм «Тачал» киргизского режиссера Эллы Манжеевой (ее дебют «Чайки» был показан на Берлинале в прошлом году), представляющий странную и притягательную реальность, в которой все возможно, даже прихотливая связь между живыми героями и мертвыми.
А в официальный конкурс отобраны картины отважных, культовых и неожиданных авторов. «Огонь в море» снял известный итальянский документалист Джанфранко Рози (обладатель «Золотого льва» Венецианского фестиваля за фильм «Священная римская кольцевая»). Действие его игрового дебюта происходит на острове Лампедуза, близ которого за одну ночь погибли сотни нелегалов, мечтавших перебраться в лучший из известных им миров. Этот документальный факт Рози развернул в историю взросления 12-летнего мальчика, оказавшегося свидетелем катастрофы, изменившей его восприятие жизни.
Венсан Перес рискнул экранизировать знаменитый роман Ганса Фаллады «Каждый умирает в одиночку». Его фильм воскрешает атмосферу Берлина начала 1940-х. Французский актер и режиссер реконструирует атмосферу не только страха и предательства, но и действия, сопротивления нацистскому всевидящему оку.
Известный боснийский режиссер Данис Танович снял «Смерть в Сараево» — сатирическую притчу о насилии и надеждах в интерьере известного отеля «Европа», куда съезжаются высокопоставленные гости, чтобы обсудить начало и итоги Первой мировой войны. Трагикомизм истории в том, что работники отеля решают в столь ответственный момент устроить забастовку, поскольку уже несколько месяцев исполняют свой служебный долг без зарплаты. Танович сводит сюжет о бунтующих обыкновенных людях с дебатами интеллектуалов. Лав Диас, филиппинский кумир синефилов, снял «Колыбельную скорбной тайне», в которой воспел сопротивление агентам испанских колониалистов на Филиппинах в ХIХ веке и показал кошмар подневольного существования.
Любимец фестивалей канадский режиссер Дени Коте, имеющий склонность к абсурдным ситуациям и нарушениям любых табу, привезет фильм «Борис без Беатрис». Герой по имени Борис Малиновский оставляет дома жену, экс-министра правительства, которая впала в затяжную депрессию, и отправляется в лес. Там ему предстоит нежданная встреча с незнакомцем. В роли загадочного персонажа — Дени Лаван, идол киноманов и альтер эго французской знаменитости Лео Каракса, который снимал его в каждом своем фильме.
Томас Винтерберг, некогда сподвижник Ларса фон Триера, подписант «Догмы» — последнего крупного киноманифеста прошлого века — снял фильм «Коммуна». Гротескная повседневность привлекала датского режиссера и прежде. Теперь он решает собрать представителей истеблишмента в загородном доме, который получил в наследство копенгагенский архитектор. Сюда он приглашает семьи своих друзей для совместного проживания. Для проверки самой «коммунальной» идеи, а по ходу дела — для изживания буржуазных привычек и ценностей.
Французы Бенуа Делепин и Густав Керверн сподобились на комедию «Сент-Амур» про двух фермеров, отца с сыном, которые отправляются в путешествие по винодельческим районам, чтобы выяснить собственные отношения. Кульминацией станет, вероятно, появление Жерара Депардье в роли удачливого скотовода, чей бык-производитель стал победителем на сельхозвыставке. Разумеется, парижской, а не ВДНХ.
Выдающийся американский режиссер Спайк Ли сделал современную версию аристофановской «Лисистраты», назвав свой фильм «Чи-Рак» (название района Чикаго, известного грандиозными кровавыми разборками). А еще берлинская публика с нетерпением ждет фильма одного из самых тонких иранских режиссеров Мани Хагиги «Приход дракона», детективное действие которого помещено в 1960-е. И, конечно, без внимания не пройдет фильм «Будущее», где Изабель Юппер сыграет профессора философии, столь увлеченную работой, студентами и собственной матерью, что в какой-то миг ее муж объявит об уходе к другой женщине. Видимо, менее образованной или занятой.