Количество жалоб с начала кризиса возросло в два раза, и в 2009 году суды рассмотрели 1,1 млн. исков по трудовым спорам, сообщил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев.
По его данным, на протяжении последних нескольких лет количество жалоб на работодателей уменьшалось ежегодно на 30%. С кризисом все изменилось: систематические задержки зарплат, незаконные увольнения, невыплаты компенсаций привели к тому, что сотрудники компаний зашевелились, чтобы защитить себя.
Примечательно, что, по словам экспертов, большинство обращающихся в суд — «белые воротнички». И если раньше с работодателями коллективно судились в основном рабочие заводов, то теперь главные действующие лица на арене правосудия — сотрудники офисов. Причем судятся они не «всем кагалом», а поодиночке. Практика написания коллективных жалоб в офисах не прижилась, здесь каждый сам готов дать отпор начальнику, нарушившему Трудовой кодекс.
«Белые» активнее «синих»
«К нам действительно гораздо чаще обращаются „белые воротнички“, — подтверждает адвокат московской коллегии адвокатов „Князев и партнеры“ Марина Барабанова. — Очень многие приходят за консультацией, чтобы понять, как вести себя с руководством в конфликтной ситуации».
Чаще других к адвокатам в последнее время обращаются менеджеры среднего звена, отмечает эксперт. К примеру, руководитель отдела или подразделения приходит, чтобы получить консультацию не только для себя, но и для своих подчиненных.
Готовность руководителей среднего звена бороться за своих сотрудников, по мнению экспертов, объясняется тем, что они слишком много сил приложили к тому, чтобы не растерять людей во время первой и второй волн сокращений в конце
Бьются только мужчины
Женщины менее охотно отстаивают свои права даже в тех случаях, когда эти права безусловные и дело беспроигрышное.
«Видимо, зачастую женщинам не хватает ни сил, ни денег, чтобы судиться с компанией, которая ущемила их права», — рассуждает юрист общественной организации «Петербургская эгида» Елена Плешко.
Эксперт приводит пример: «Не так давно мы занимались делом сотрудницы одной небольшой компании. Начальник уволил ее якобы за прогул сразу же после того, как она сказала о своей беременности. Дело слушалось в суде больше года, конечно, сотрудница выиграла его. А компания вынуждена была восстановить ее на работе, выплатить зарплату за все время вынужденного прогула, то есть примерно за год, да еще и возместить моральный ущерб. В общей сложности девушка получила больше 100 тысяч рублей».
Все драки из-за денег
Самая популярная причина трудовых споров в кризис — невыплата зарплаты, компенсаций и выходных пособий при увольнении. Как правило, компания, решив сэкономить, «сбрасывает балласт» — увольняет часть персонала. А чтобы еще больше минимизировать издержки, «забывает», например, выплатить компенсацию, положенную при сокращении штата или персонала.
На втором месте — судебные дела о незаконных увольнениях. Офисные сотрудники быстро поняли, что
Еще одна причина трудовых споров — невыплата пособий по уходу за ребенком. Часто, если компания едва удерживается на плаву, работодатели намеренно игнорируют сотрудниц, ушедших в декретный отпуск. Либо их стараются сразу уволить, либо хотят сэкономить на выплате им пособий.
Суд идет
- 1,1 млн. трудовых споров было разобрано в судах в 2009 году
- 90% трудовых споров решаются в пользу работников
- 70% всех исков по трудовым спорам поданы «белыми воротничками»
- 20% заявлений не принимаются судами
из-за ошибок в составлении - на 100% выросло число обращений в суды в 2009 году