Наши сериалы часто рассказывают о советских временах. Оно и понятно: большинство телезрителей родом оттуда, им хорошо понятны герои 30-40-летней давности, их проблемы, чаяния, ход мыслей. Из последних примеров — «Таинственная страсть», «Мосгаз», «Семейный альбом». В этот же ряд можно поставить и «Обратную сторону Луны 2». И все же она явно выделяется на фоне всех прочих. Смотришь, и становится за державу обидно, пусть уже и несуществующую.
На первый взгляд, «Обратная сторона» располагает к разговору о проектах, в основе которых лежит путешествие во времени. Уже столько их было! От «Гостьи из будущего» до «Мы из будущего». Да что там — всеми любимый «Иван Васильевич меняет профессию» о том же. Тема благодатная. Ведь если человек, адаптированный к определенному времени, вдруг оказывается совершенно в другой эпохе, он неизбежно попадет во множество экстраординарных ситуаций. Дальше делай из этого, что душа пожелает: хочешь — комедию, хочешь — драму. И то, и другое все равно будет фантастическим.
В первом сезоне «Обратной стороны» лейтенант полиции Соловьев попадает под машину, после чего мистическим образом переносится в СССР 1979 года. Там у него случается множество приключений, в том числе и достаточно приятных, но он все равно хочет вернуться назад в будущее. И мечта осуществляется. Вот только оказывается он не в нынешней России с ее «вертикалью» и «скрепами», а в Советском Союзе образца 2011-го, который напасть перестройки обошла стороной, и теперь страна вполне себе процветает и даже расширяет свои пространства. Лейтенант сам виноват: очутившись в другой эпохе, сделал там что-то такое, что история пошла другим путем. Это как с бабочкой у Брэдбери.
В сериалах о недавнем прошлом, в том числе и тех, что были упомянуты выше, наряду с чисто бытовыми приметами времени неизменно присутствуют и негативные составляющие советского периода: партийная бюрократия, вездесущее КГБ, формализм, идеологический пресс, тотальный дефицит и т. д. И хотя в качестве героев там могут быть выведены люди, прекрасные во всех отношениях, эпоха в целом выглядит если не мрачной, то уж наверняка серой. А светлой — только на включенных в кадр ретротелевизорах с Гагариным во весь экран. Единственное исключение — «Оттепель», где улицы 60-х кажутся почти такими же сверкающими и радостными, как в «Я шагаю по Москве».
СССР в параллельной реальности «Обратной стороны» мог бы вызвать снисходительную улыбку. Портреты генсека здесь по-прежнему украшают стены кабинетов, только теперь он молод и не увешан «иконостасом». В столице есть свой Сити, состоящий из небоскребов самых причудливых контуров. Студенты живут в общежитиях, напоминающих вполне приличные отели. В «ящике» идут репортажи о высадке космонавта на Марсе. Проблемы с преступностью решены, и милиции остается разбираться лишь с мелкими правонарушениями. Ага, понимает зритель, таким вот авторы видят прогресс сохранившегося социализма.
А те, словно почувствовав, что их фантазии воспринимают слишком серьезно, добавляют в сюжет изрядную порцию гротеска. И вот «народный артист СССР» Андрей Макаревич с хором юных пионеров исполняет патриотическую песню, посвященную труженикам полей, с таким же примерно просветленным лицом, какое некогда было у Лещенко. Гаишники нарушителей ПДД просят лишь извиниться за содеянное и не более. В телеэфире идет шоу «Дом 2», но только оно про реальных строителей, делающих квартиры для людей, которым лишь предстоит здесь "строить отношения«.А один из персонажей живет на улице Киркорова. Смешно. Значит, фантастическая комедия?
Но местами фантазия авторов выглядит чрезмерно злой. В Союзе будущего уже есть мобильные телефоны размером с конфетную коробку, у них дисковый набор номеров, они не могут передавать СМС и работают только на батарейках. А батарейки — в дефиците, их нужно четыре штуки, а выдают только по три в руки. Есть и компьютеры отечественного производства, выглядящие примерно как в 80-е годы прошлого века. А еще герои «Обратной стороны» ездят на «копейках» и «Волгах». Получается, авторы «Обратной стороны» сделали из СССР пародию на Северную Корею, и это кажется уже обидным.
Что же такое должно было произойти в стране за 30 гипотетических лет, что она столь успешно деградировала? Куда делись ее гениальные ученые, которые при этой альтернативной истории не смогли бы уехать за рубеж? Что случилось с мощнейшими НИИ? Чем все эти годы занималась разведка, прежде достаточно успешно отыскивающая самые передовые технологии на загнивающем Западе? И уж совсем не верю, что даже три десятилетия непрерывного падения всего и вся смогли бы заставить Макаревича петь про сонные дубравы с красным флажком в петлице белого пиджака.
А, может, «Обратная сторона» — это такой месседж, адресованный тем, кто все еще вспоминает советскую жизнь с теплотой?
Только что к 25-летию распада СССР Левада-Центр провел опрос об отношении к этому событию. Так вот, 56% респондентов по-прежнему жалеют о нем, а 51% полагает, что Союз можно было спасти. Понятно, что люди старшего поколения высказывают такое мнение чаще. Но и среди тех, кто моложе сорока, этой же точки зрения придерживаются целых 40%. А вот тех, кто желал бы восстановления великой державы — всего 12%. В сравнении с первыми двумя цифрами эта свидетельствует скорей о здравомыслии опрошенных, нежели об их приоритетах. Но «Обратная сторона», боюсь, всех этих людей скорее обидит, чем переубедит.