Главная Культура 00:06 11 Ноября 2016 14765
Павел Лунгин вытянул козырную карту

На экраны выходит долгожданная «Дама пик»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Новая картина Павла Лунгина кружным путем — через Калининград, Светлогорск и Владивосток, где прошли ее нашумевшие фестивальные показы, — добралась, наконец, и до Москвы. Премьера состоялась в кинотеатре «Октябрь», а чуть ранее «Дама пик» открывала сезон в Центральном доме литераторов, где ее в числе первых зрителей посмотрел кинообозреватель «Труда».

Творческую группу фильма в ЦДЛ представлял известный литературовед, профессор МГУ Игорь Волгин, и это неслучайно. «Дама пик» ни в коей мере не является экранизацией одной из самых загадочных, мистических повестей Александра Пушкина, но фильм, разумеется, вдохновлен, напитан ею, равно как и музыкой Чайковского, написавшего по мотивам «Пиковой дамы» великую оперу, которая не сходит с мировых сцен.

Впрочем, «Дама пик» Лунгина отсылает не только к гениальному творению Петра Ильича и прозаической миниатюре «солнца русской поэзии», она буквально насыщена всевозможными литературными аллюзиями. Внимательный зритель почувствует в фильме, например, отзвуки гоголевских «Игроков», в главной героине — оперной примадонне Софии Майер, вернувшейся после долгих зарубежных вояжей на родину, — при желании можно разглядеть черты чеховской Раневской. Но, пожалуй, эмоциональная амплитуда картины, ее внутренний нерв более всего совпадают с напряженным ритмом прозы Достоевского. Вспоминается не только его повесть «Игрок», которая, что называется, буквально ложится в тему, но и его знаменитые романы «Бесы», «Идиот», «Преступление и наказание» — с их буйством страстей и оперными преувеличениями.

При этом фильм Лунгина ни в коей мере не стремится стать скучным пособием по освоению и осмыслению литературной классики. Во-первых, действие фильма происходит сегодня, в антураже (пусть и слегка условном, призрачном, неоновом) современной Москвы. А во-вторых, это по-юношески живое, острое, пряное, отчаянно хулиганское кино, балансирующее порой на грани хорошего вкуса, но так и не сваливающееся в китч. В этом кино классические мотивы русской литературы — о славе и богатстве, о гениальности и злодействе, о силе любви и муках ревности, о проклятии таланта и тщете бездарности, о склонности русской души к игре, азарту, случаю, русской рулетке — упакованы в современную кинематографическую форму. И здесь надо отдать должное замечательному оператору Левану Капанадзе и художнику Павлу Пархоменко, создавшим в фильме особый экранный мир.

В сложноорганизованном, многослойном, но при этом крепко сшитом пространстве фильма прихотливо уживаются психологическая драма и кровавый триллер, волны классической музыки и грохот современного мегаполиса, условный мир оперы и нынешняя российская реальность с кавказскими группировками и подпольным казино в подвале супермаркета, где играют не только на деньги, но и на человеческую жизнь...

В центре фильма — два героя, два протагониста. Софию Майер играет прекрасная Ксения Раппопорт. Ходили слухи, что первоначально на эту роль Павел Лунгин планировал голливудскую звезду Уму Турман, а на небольшую, но значимую роль ее поклонника и покровителя, в роскошном доме которого она останавливается после своих зарубежных поездок, — британского актера Рэйфа Файнса. В итоге что-то с западными знаменитостями не срослось, но, может, оно и к лучшему. Для ведущего актера МХТ имени Чехова Игоря Миркурбанова и для звезды питерского Малого драматического театра — Театра Европы Ксении Раппопорт этот материал, что называется, ближе к телу и душе.

Хотя актрисе, по признанию Лунгина, роль далась совсем не просто. «Ксения, конечно, вошла в этот образ. Поначалу он был ей не очень близок, но потом, мне кажется, она поняла его. Образ такой красавицы, светской дивы, талантливой, но в то же время вне морали живущей. Новый для нее образ, она всегда играла хороших, интеллигентных, милых женщин. А тут она сыграла такую женщину-вамп», — открыл для журналистов кое-что из творческой кухни режиссер.

Но все эти невидимые миру актерские слезы остались за кадром. А в кадре Раппопорт играет и величавую, чем-то похожую на Галину Вишневскую оперную примадонну, решившую под конец карьеры поставить на сцене родного театра новаторский по форме спектакль «Пиковая дама». И главную героиню этого рождающегося на наших глазах представления — старую и мрачную пушкинскую графиню. И все еще обольстительную 40-летнюю красавицу, легко совращающую молодого актера, мечтающего сыграть Германна. И помешанную на игре в рулетку страстную натуру, промотавшую в казино все свое состояние. И, наконец, ненасытную дьяволицу, ломающую людские судьбы, подчиняющую своей воле всех участников задуманного ею спектакля, который развивается под ее диктовку не только на сцене, но и в жизни...

В роли ее главной жертвы предстает Иван Янковский, внук Олега Ивановича, сын Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры. Он играет молодого артиста Андрея, буквально одержимого стремлением к успеху и деньгам. Обладатель уникальных связок (от звука его голоса лопаются лампочки), он, в силу своего человеческого, артистического ничтожества, подвизается в театре на вторых ролях. Приезд Софии Майер означает для него шанс. Чтобы заполучить роль Германна, которую прочат престарелому худруку театра (Владимир Симонов), Андрей готов не только предать свою девушку, молодую перспективную оперную певицу Лизу (Мария Курденевич), но и способен продать душу дьяволу. Благодаря стечению обстоятельств он в итоге роль Германна получает. И постепенно вживается в нее до такой степени, что в какой-то момент перестает чувствовать грань между сценическим образом и собственной личностью, между одержимостью успехом и безумием...

Думаю, что Ксения Раппопорт, несмотря на свои многочисленные победы и награды, на международную известность, сыграла в этом фильме свою лучшую экранную роль. А 25-летний Иван Янковский прожил свою экранную партию с невероятной, запредельной самоотдачей и победительной отвагой стремительно взошедшей звезды. Теперь от него можно — и нужно! — многого ждать.

Что касается Лунгина, всегда удивлявшего нас жанровыми, стилевыми, смысловыми новациями (вспомним, к примеру, такие непохожие его фильмы, как «Такси-блюз», «Свадьба», «Олигарх», «Остров», сериал «Родина»), то для него это еще один фильм-эксперимент, фильм-сюрприз, фильм-открытие, которыми он время от времени приятно (а порой, увы, неприятно) удивляет нас. В этот раз, кажется, все сошлось и все случилось. Не иначе пушкинская графиня подсказала ему верную карту.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6160
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4734
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....