Завтра историческая сцена Большого театра, только-только открывшаяся после шестилетней реконструкции, принимает первых знатных гостей: в Москву приедут солисты, хор и оркестр легендарного миланского театра «Ла Скала» во главе с маэстро Даниэлем Баренбоймом, лишь месяц назад назначенным на пост главного дирижера (назначение официально вступит в силу 1 декабря). Накануне гастролей «Труд» вспомнил о самом важном и интересном в полувековой истории отношений двух театров.

Можно только позавидовать смелости руководства Большого театра, решившего новую эпоху международного сотрудничества начать с исполнения «заупокойной мессы» — именно так с латыни переводится слово «реквием». Впрочем, несмотря на религиозную форму, вердиевский «Реквием» с момента своей премьеры в мае 1874 года крайне редко звучит под церковными сводами, зато на концертных подмостках это одно из самых исполняемых в мире сочинений Верди. Возможно, как наиболее созвучное нашему сумасшедшему времени.

Великий старец Верди панически боялся смерти. «Зачем так много и трудно работать, чтобы потом умереть?!« — вопрошал он. Человек громадной силы духа, которого называли „маэстро итальянской революции“, тем не менее не мог постичь бездну, куда все уходят без возврата. Противостояние страху смерти — основная идея вердиевского „Реквиема“. И только лишь ради „Реквиема“ Верди не раз лично становился за дирижерский пульт.

В Москве за пульт встанет Даниэль Баренбойм, последние годы возглавлявший „Штаатсопер“ в Берлине. Заметим: когда бы „Ла Скала“ ни приезжала в Первопрестольную, знаменитая труппа всякий раз привозила „Реквием“ Верди. Последний раз, в 2000-м, это, как и теперь, были гастроли на один день. Тогда дирижировал Риккардо Мути. Пока что лишь при советской власти миланская труппа приезжала в Большой театр с полноценными гастролями, то есть с несколькими спектаклями кряду, и неизменно с выдающимися исполнителями. В 1964 году это были „Турандот“ с Биргит Нильсон, „Лючия ди Ламмермур“ с Ренатой Скотто, „Трубадур“ с Джульеттой Симионато и Карло Бергонци, „Севильский цирюльник“ с Николаем Гяуровым, „Богема“ с Миреллой Френи и „Реквием“ с Леонтиной Прайс. Причем „Богемой“ и „Реквиемом“ дирижировал Герберт фон Караян. Ровно через 10 лет итальянцы показали „Золушку“, „Симона Бокканегру“, „Аиду“, " Тоску», где блисфтал Пласидо Доминго, и абсолютно инфернальную «Норму» с фантастической Монтсеррат Кабалье в заглавной партии. До сих пор многие меломаны мечтают заполучить видеозапись этого спектакля. Желала этого и сама Кабалье, считая, что тогда в Москве спела один из лучших спектаклей в своей карьере. Недавно ее ученику Николаю Баскову пришлось задействовать все свои связи на российском телевидении, чтобы исполнить желание гранд-синьоры. Еще эти гастроли стали дорогим личным воспоминанием для многих студентов столичных музыкальных вузов, которых призвали в миманс миланского театра (так расчетливые итальянцы сэкономили на статистах). И наша молодежь всходила на костер вместе с Монтсеррат Кабалье — Нормой или прислуживала Пьетро Капуччилли — Бокканегре и Фьоренце Косотто — Амнерис.

В 1989 году итальянцы показывали «Капулетти и Монтекки», «Так поступают все женщины», снова «Турандот» и «Адриенну Лекуврер», в которой впервые на гастролях миланцев в Москве пела русская певица Наталья Троицкая.

Сейчас русские значительно чаще, чем прежде, выступают в качестве ласкаловских солистов. Вот и в этот раз две из четырех сольных партий в «Реквиеме» Верди отданы нашим соотечественникам. Басовую партию исполнит один из Русланов недавней премьеры Большого — солист Мариинского театра Михаил Петренко, партию меццо-сопрано — молодая певица Екатерина Губанова, лауреат международных конкурсов, стипендиатка Лондонской Королевской оперы «Ковент-Гарден», исполнительница ведущих партий в спектаклях Мариинского театра, Парижской национальной оперы, нью-йоркской «Метрополитен-оперы». Компанию им составят болгарское сопрано Красимира Стоянова, входящая в касту абсолютных примадонн сегодняшнего дня, и итальянский тенор Фабио Сартори, чей мощный голос звучит во всех главных оперных театрах Италии и за ее пределами.

Будем реалистами: ныне «Ла Скала» редко подтверждает свою былую славу, давно распрощавшись со статусом законодателя оперной моды, страдая от немалых финансовых затруднений и постоянных забастовок. Но в Большом театре уверены: ближайший концерт — только начало масштабных гастролей «Ла Скала» в Большом. Уже в декабре они продолжатся представлениями балетов «Эксельсиор» Ромуальдо Маренко в постановке Луиджи Манцотти и «Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина на музыку Мендельсона-Бартольди. А в сентябре 2012-го «Ла Скала» предъявит Москве своего нового «Дон Жуана» (премьера постановки дирижера Даниэля Баренбойма и режиссера Роберта Карсена в Милане назначена на 7 декабря 2011-го) и даст еще один симфонический концерт.