Завтра историческая сцена Большого театра, только-только открывшаяся после шестилетней реконструкции, принимает первых знатных гостей: в Москву приедут солисты, хор и оркестр легендарного миланского театра «Ла Скала» во главе с маэстро Даниэлем Баренбоймом, лишь месяц назад назначенным на пост главного дирижера (назначение официально вступит в силу 1 декабря). Накануне гастролей «Труд» вспомнил о самом важном и интересном в полувековой истории отношений двух театров.
Можно только позавидовать смелости руководства Большого театра, решившего новую эпоху международного сотрудничества начать с исполнения «заупокойной мессы» — именно так с латыни переводится слово «реквием». Впрочем, несмотря на религиозную форму, вердиевский «Реквием» с момента своей премьеры в мае 1874 года крайне редко звучит под церковными сводами, зато на концертных подмостках это одно из самых исполняемых в мире сочинений Верди. Возможно, как наиболее созвучное нашему сумасшедшему времени.
Великий старец Верди панически боялся смерти. «Зачем так много и трудно работать, чтобы потом умереть?!« — вопрошал он. Человек громадной силы духа, которого называли „маэстро итальянской революции“, тем не менее не мог постичь бездну, куда все уходят без возврата. Противостояние страху смерти — основная идея вердиевского „Реквиема“. И только лишь ради „Реквиема“ Верди не раз лично становился за дирижерский пульт.
В Москве за пульт встанет Даниэль Баренбойм, последние годы возглавлявший „Штаатсопер“ в Берлине. Заметим: когда бы „Ла Скала“ ни приезжала в Первопрестольную, знаменитая труппа всякий раз привозила „Реквием“ Верди. Последний раз, в
В 1989 году итальянцы показывали «Капулетти и Монтекки», «Так поступают все женщины», снова «Турандот» и «Адриенну Лекуврер», в которой впервые на гастролях миланцев в Москве пела русская певица Наталья Троицкая.
Сейчас русские значительно чаще, чем прежде, выступают в качестве ласкаловских солистов. Вот и в этот раз две из четырех сольных партий в «Реквиеме» Верди отданы нашим соотечественникам. Басовую партию исполнит один из Русланов недавней премьеры Большого — солист Мариинского театра Михаил Петренко, партию
Будем реалистами: ныне «Ла Скала» редко подтверждает свою былую славу, давно распрощавшись со статусом законодателя оперной моды, страдая от немалых финансовых затруднений и постоянных забастовок. Но в Большом театре уверены: ближайший концерт — только начало масштабных гастролей «Ла Скала» в Большом. Уже в декабре они продолжатся представлениями балетов «Эксельсиор» Ромуальдо Маренко в постановке Луиджи Манцотти и «Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина на музыку