По сути, ответственность за преодоление кризиса на рынке труда возложено на службы занятости. Им предписывается устраивать консультационные пункты, горячие линии для проведения пред-увольнительных консультаций для сокращаемых сотрудников, издавать информационные буклеты и брошюры.
Кроме того, в 2009 году (ориентировочно - со второго квартала) максимальный размер пособия по безработице Минздравсоцразвития предлагает увеличить почти в два раза, с 3 до 5,5 тысячи рублей. С ноября Роструд будет отчитываться перед правительством о сокращениях и увольнениях на предприятиях не раз в месяц, как это было раньше, а еженедельно.
Главной антикризисной мерой на рынке труда должна стать система переподготовки уволенных сотрудников. Их будут обучать на базе центров занятости востребованным в данный момент профессиям. Но какие именно профессии реально нужны с учетом разразившегося кризиса, пока не понимает никто. Планируется, что список нужных профессий на основании пожеланий предприятий разных отраслей экономики разработает Минздравсоцразвития к середине ноября.
Работодатели тоже полагают, что основной антикризисной мерой на рынке труда должна стать переподготовка сокращенных и оставшихся невостребованными сотрудников. В России существует перекос в сторону интеллектуальных профессий вместо производящих. "Образно говоря, мы образованная, но не рукастая нация", - говорит Руслан Ильясов, HR-директор "Эльдорадо".
Однако, чтобы люди охотно переучивались, нужно поднимать социальный престиж рабочих специальностей, полагает он. На Западе квалифицированный рабочий хорошо зарабатывает и пользуется уважением в обществе. Также стоит консультировать безработных о том, какие профессии востребованы в различных отраслях экономики и регионах России, чтобы те, у кого есть возможность, могли отправиться туда на заработки.
БЛИЖЕ К КОМПАНИЯМ
Пока непонятно, как будет функционировать система переподготовки на базе центров занятости и справятся ли они со своей задачей. Помогут ли преодолеть кризис остальные предложенные меры, тоже неясно. Работодатели предлагают свои способы эффективной работы.
Центрам занятости стоит активнее сотрудничать с компаниями. Например, централизованно оказывать помощь в трудоустройстве сокращенным сотрудникам предприятия. "Пока провести эту процедуру самостоятельно или с помощью приглашенных специалистов могут только крупные компании", - объясняет Александр Карпов, директор по персоналу и общим вопросам LG Electronics Rus. Также центры занятости должны больше консультировать людей по вопросам написания резюме и устройства на работу, ведь многие сокращенные сотрудники работали на одном месте много лет.
Размер пособия по безработице, по мнению многих экспертов, нужно привязать к реальному прожиточному минимуму. "Увеличение пособия по безработице до 5500 рублей прибавит число обращений в службу занятости, но надо понимать, что, например, для Москвы это не деньги", - отмечает Руслан Ильясов. Даже низкооплачиваемые специалисты (разнорабочие, продавцы) получают по 20-25 тысяч рублей.
Правительство также должно продолжить оказывать поддержку финансовым компаниям и банкам. "Состояние рынка труда напрямую зависит от их положения", - объясняет главный экономист финансовой компании "Открытие" Данила Левченко. На практике системные меры на рынке труда могут ограничиться только этим.
БЫСТРО НЕ ПОЛУЧИТСЯ
Ждать быстрого положительного эффекта от предложенных мер вряд ли стоит. Увеличение пособия по безработице вряд ли поможет людям найти работу. Горячие линии, консультации и брошюры - полезные мелочи, не более того. "Издание информационных буклетов и брошюр вообще выглядит забавно в качестве правительственного мероприятия", - замечает Данила Левченко.
Еженедельные сводки Роструда не будут отражать масштаба реальных увольнений. Работодатели зачастую не сокращают сотрудников, а заставляют писать их заявления по собственному желанию. Такие сотрудники вообще могут пройти мимо центров занятости, которые по плану правительства являются центрами помощи безработным.
Создание системы переподготовки кадров - куда более существенная мера, но осуществить ее быстро вряд ли удастся. Для этого необходимо не только выяснить, кого и на кого переучивать, но и создать материально-техническую базу, набрать преподавателей, разработать программы переподготовки. Но главная проблема даже не в этом. Центры занятости - организации, никак не пользующиеся у населения авторитетом. Многие даже не знают об их существовании. В качестве примера: в 2007 году в службу занятости при поиске работы обратилось 1,4 млн. человек, а к друзьям и знакомым - 2,5 млн.
В общем, пока ни у правительства, ни у предприятий нет понимания рецептов спасения рынка труда от кризиса. "Возможно, ситуация прояснится в первом полугодии следующего года", - полагает Александр Болвинов, начальник управления по работе с персоналом банка "Возрождение".
Правительственный план действий в отношении рынка труда в основном призван улучшить механизмы государственного контроля и насколько возможно - снизить предполагаемую социальную напряженность в целом. Полностью устранить последствия кризиса предложенные меры вряд ли смогут.
Способы
КАК БЕЗРАБОТНЫЕ РОССИЯНЕ ИСКАЛИ РАБОТУ В 2007 ГОДУ
2,5 млн.
обратились к друзьям, родственникам, знакомым
1,4 млн.
обратились в государственную службу занятости
1,1 млн.
обратились непосредственно к работодателю
736 тыс.
подали или прочитали объявление
151 тыс.
обратились в коммерческую службу занятости
Источник: ФСТ