Сегодня около 17 часов по московскому времени, покинув Международную космическую станцию, вернутся на Землю с 28-дневным опозданием россиянин Антон Шкаплеров, американский астронавт Терри Вертс и представительница Европейского космического агентства итальянка Саманта Кристофоретти. Хотя вчера некоторые специалисты не исключали возможности переноса посадки...
Этот экипаж 43/44-й экспедиции стартовал с Байконура в ноябре прошлого года и должен был завершить свою миссию 14 мая. Но после аварии ракеты «Союз-2.1а» и грузового корабля «Прогресс», произошедшей полтора месяца назад, были отложены и отправка на МКС нового космического экипажа, и возвращение Шкаплерова, Вертса, Кристофоретти.
Вообще-то приземление спускаемого аппарата не было связано с работой аварийной комиссии. Но прибытие нового экипажа отодвигалось на пару месяцев, вот и решено было задержать на МКС троих собиравшихся домой звездоплавателей почти на месяц. Так что экипаж 43/44-й экспедиции вместо первоначально предусмотренных 171 отработал на станции 199 суток. И это позволило новичку Саманте Кристофоретти установить мировое достижение по длительности непрерывного космического полета среди женщин, оставив позади прежнюю рекордсменку американку Суниту Уильямс.
Когда пару дней назад члены экипажа уже упаковали результаты экспериментов, собрали контейнеры, которые возьмут с собой в обратный путь, произошло ЧП, заставившее поволноваться не только звездоплавателей, но и специалистов и «болельщиков» на Земле. Во вторник в 18.32, когда Центр управления проводил рутинное плановое тестирование радиосистемы сближения и стыковки корабля «Союз» и МКС, неожиданно запустились двигатели пилотируемого корабля. Сами собой? Так не бывает.
Это привело к незначительному изменению положения орбитальной станции. МКС стабилизировали. Но самым трудным было установить причину нештатной работы движков. Ведь именно на этом корабле (к МКС пристыкован еще и другой «Союз») должны возвращаться домой Шкаплеров, Вертс и Кристофоретти. Понятно, такое ЧП — факт крайне неприятный. Надо было быстро определить причину, чтобы не оставалось сомнений: опасности для экипажа при автономном полете «Союза» после расстыковки не будет, двигатели корабля сработают на торможение точно по программе и тормозной импульс будет абсолютно штатным.
К моменту подписания номера газеты в печать официального сообщения Роскосмоса не поступило, но один из специалистов сообщил: сбой произошел из-за ошибки наземного персонала. Была, к сожалению, ошибка в программе, которую ввели операторы.
Прошла ненужная команда на включение двигателей «Союза», вот они и начали работать.
Так что посадка не отменяется, все будет идти по заранее составленному графику. «Если бы существовала хоть малейшая опасность с этой стороны, никто не стал бы рисковать жизнями космонавтов», — заверил меня собеседник.
Итак, сегодня посадка. У нашего 43-летнего Антона Шкаплерова после нынешнего второго полета суммарное время работы в космосе составит 364 суток, у 47-летнего астронавта НАСА Терри Вертса (тоже вторая вахта) — 212.
Можно представить, как соскучились звездоплаватели по дому, по обычной земной жизни. Традиционный дружеский ужин с остающимися коллегами был вчера, 10 июня. И вчера же на МКС официально сменилась власть. Командир экипажа Терри Вертс передал бразды правления российскому космическому асу, 56-летнему Геннадию Падалке (это его пятый полет, суммарно в космосе он уже 785 суток). Известно, что на станции жесткие приказы начальника не практикуются, здесь царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и общей заинтересованности в работе. Тем не менее у командира есть особая зона ответственности.
Из-за переноса даты посадки она будет проходить на этот раз не рано утром, как обычно, а во второй половине дня, всего за 105 минут до захода солнца. Конечно, если потребуется, можно будет приземлиться и в темное время суток, однако поисковые службы это не приветствуют. Остается надеяться, что техника будет работать без сбоев и на запасные посадочные витки экипажу идти не придется. Специалисты, с которыми я разговаривал, уверены: приземление пройдет штатно.
После 13 часов должна произойти расстыковка: корабль плавно отойдет от станции. А дальше по известной, многократно использованной схеме: включение тормозного двигателя, переход на траекторию снижения, разделение корабля на отсеки... Приземлиться спускаемый аппарат должен в 16.43 в казахстанской степи.
P.S. А на МКС продолжат работу Геннадий Падалка, Михаил Корниенко и американец Скотт Келли. Почти полтора месяца они будут втроем управлять станцией, проводить исследования и эксперименты. «Корниенко и Келли, осуществляющие длительный годовой полет, должны будут выйти в открытый космос, дата уточняется», — сообщили мне в Роскосмосе.
Только 23-25 июля (точная дата будет определена позже), через два месяца после первоначально намеченной даты старта, на МКС отправится новый экипаж: Олег Кононенко (Роскосмос), японец Кимия Юи и доктор медицины Челл Линдгрен (НАСА). И тогда снова в звездном доме будет полный штат — шестеро землян, на время покинувших родную планету.