
37% россиян отметили, что за последние два-три месяца их материальное положение ухудшилось. Таковы результаты недавнего опроса Фонда «Общественное мнение». О том, насколько просело благосостояние и чего ждать в будущем, «Труд» поговорил с экономистами.
Игорь Николаев, доктор экономических наук
— Опрос вполне адекватно отражает ситуацию. У нас есть статистика по реальным доходам граждан за I квартал. Даже до военной спецоперации доходы просели на 1,2% по сравнению с аналогичным кварталом 2021-го. Согласно апрельским данным, в среднем пенсии снизились на 7-8% в реальном исчислении. Компенсация неработающим пенсионерам на 10% лишь отчасти поправит положение. В целом за год я жду снижения реальных доходов россиян на 7%. Основной негатив отложен по времени, хотя уже видно, как сильно подорожали продукты и лекарства. У людей и государства еще остаются запасы, чтобы сдерживать негативные последствия. Центробанк считает третий квартал самым тяжелым, и с этим я соглашусь. Хотя тенденция к падению доходов продолжится и в 2023 году.
Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований
— Сильнейший шок частично преодолен укреплением рубля, но повысились цены, особенно заметно подорожание еды — на 15-20%. Это мировой процесс, и даже укрепление рубля пока его не сбило. И все же если в ближайшие месяцы рубль не будет активно укрепляться, то мировую инфляцию мы ощутим еще сильнее. При сценарии роста экономики (некоторые предпосылки, как ни странно, есть) поднимутся зарплаты, что смягчит удар инфляции. К тому же объявленное повышение пенсий позволит части граждан защитить прежний уровень жизни.
Никита Масленников, ведущий экономист Центра политических технологий
— Падение доходов опережает номинальный рост зарплат и пенсий. Сказываются инфляция и исчерпание сбережений. Люди давно переключаются на экономию, но в феврале — марте очень много потратили. Попутно наблюдается нехватка товаров — например, бытовой химии, косметики, кормов для питомцев. Первые результаты так называемого параллельного импорта и импортозамещения, дай бог, увидим через год-полтора. А сейчас только по одному пищепрому зависимость России от иностранного оборудования может доходить до 80%. Вот и приходится идти по пути упрощения всего и вся — от комплектации автомобилей до рецептуры мороженого. До конца года число заметивших снижение уровня жизни будет возрастать. В целом в 2022-м ожидаю снижения реальных доходов на 6-8%.
Евгений Надоршин, главный экономист ПФ «Капитал»
— Чтобы вести предметный разговор, не хватает статистики. Есть только опросы, их результат выглядит правдоподобным: это худший кризис для домохозяйств с 2015-2016 годов, а для кого-то и за больший период. Серьезно подорожала основная масса товаров и услуг, в том числе тех, которыми пользуюсь сам. Снижение потребления домохозяйств может растянуться на три года.