Когда сегодня министр финансов Антон Силуанов и другие деятели сетуют, что тучные времена ушли в прошлое, хочется спросить: а для кого они были тучными? Кто чувствовал себя если не богатым, то просто благополучным в материальном плане человеком? И что обычным людям ждать от завтрашнего дня?
Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития
— Тучные времена были до 2009-го, экономика росла по 7-8% в год, повышались и реальные доходы людей. На рубеже 2012-2013 годов завершился восстановительный рост, а вместе с ним — и «тучные времена». Уже тогда стало ясно, что зависимость страны от нефти и газа так высока, что государство не сумеет в случае падения цен на сырье справиться со своими обязательствами. Дальше начался кризис, с тех пор все и продолжается. Он не закончится с уходом эпидемии, это уже ясно. Очевидна и необходимость перехода к новой экономической модели, но воспользуемся ли этим шансом — большой вопрос.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— До 2008 года наш уровень жизни восстанавливался, хотя тучными и те годы для большинства населения не были. А сейчас страна третью неделю под домашним арестом, целые отрасли и торговые сети на грани краха, а никаких реальных шагов правительства к оздоровлению экономики пока не замечено. Тучные времена настанут для остальных людей только тогда, когда они закончатся для Силуановых.
Максим Кононенко, публицист
— До 2008 года мы купались в деньгах. С 2009-го стало пожиже, но все же до 2014-го было как-то нормально. А потом пошли тощие времена, так что министр Силуанов очень опоздал в своих оценках. Вернется ли прежний достаток? Мне не так важно. Что хотел из главного, я успел себе купить. Так поступали и многие советские люди в первое путинское десятилетие: у россиян не было ничего, а очень хотелось приобретать, тратить. За свою историю Россия научилась жить в бедности, но пока не освоила культуру обращения с деньгами. Мы не понимали, почему жители стран еврозоны считали каждый цент. С года 2014-го наступило отрезвление. Да, Россия давно не переживала шоковой безработицы, но, видимо, придется.
Юрий Болдырев, экономист, бывший зампред Счетной палаты
— Тучные годы не были потрачены на развитие. А ведь нефть зашкаливала до 120 долларов, взлетали цены на недвижимость. После 2008-го тучных времен уже не случилось. Была попытка восстановления, но последние шесть лет — в лучшем случае стагнация. И дело не только в падении цены на нефть, инвестиции остановились раньше. Эффект от импортозамещения оказался ограничен. Без смены людей в высоких кабинетах сытое время нам точно не светит.
Сергей Лесков, обозреватель ОТР
— «Тучные времена» — эмоциональная оценка, субъективный образ. Всегда есть богатые и те, кто «грызет подоконник». Относительно стран Западной Европы в России вообще никогда не было тучных времен. Хотя испытания русских людей таковы, что мы заслуживаем достатка. Но власть не в состоянии обеспечить народу это благоденствие.