Надо ли делить мир на своих и чужих? И стоит ли подчиняться всепоглощающей первой любви, если она требует погружения в совсем иной мир — как, например, в истории немецкого парня Томаса из фильма «No comment», полюбившего «чужую» из мигрантского квартала? Как быть героине фильма «Побег из Москвабада» сотруднице ФМС, по долгу службы выдворяющей нелегалов из столицы, если «чужой» оказывается намного человечнее, чем «свой»?
Трудные вопросы современного бытия, ответы на которые ищутся в отечественных кинолентах, показанных на Всероссийском кинофоруме «Рукопожатие». Заключительный этап его состоялся в Москве. Стартовал же он в Уфе — и поэтапно прошел в Ярославле, Казани, Ростове-на-Дону и Крыму. Коллекция авторского кино из 15 художественных и документальных лент, посвященных теме межнациональных и межрелигиозных отношений, — настоящее событие.
Авторы не боролись за статуэтки. После киносеансов диалоги авторов со зрителями продолжались. Главные организаторы «Рукопожатия» — Федеральная еврейская национально-культурная автономия (ФЕНКА) и московская телекомпания АБ-ТВ — посвятили кинофорум памяти Николая Киселева, русского партизана, уроженца села Богородское Благовещенского района Башкортостана. В прессе его окрестили «башкирским Шиндлером».
История этого человека, совершившего в 1942-м невероятный поход по белорусским лесам вместе с чудом выжившими после карательных операций фашистов стариками, женщинами и детьми села Долгиново, сама стала сюжетом для фильма «Список Киселева».
Эта документальная лента, снятая в 2008 году компанией АБ-ТВ, сорвала покров забвения с подвига партизана, спасшего от истребления 218 евреев. Около 4 тысяч их благодарных потомков живут сегодня в США, Израиле, России. Они добились несколько лет назад присвоения ему высокого звания Праведника народов мира. В Москве на Новом Арбате полтора года назад появился сквер имени Николая Киселева, а на родине, в Благовещенском районе Башкирии, герою поставили памятник.
Подвиг Киселева неслучайно был выбран лейтмотивом кинофорума «Рукопожатие». Генеральным партнером его стало полномочное представительство Башкортостана при президенте РФ. Для республики, где проживают представители 140 наций, а обучение в школах ведется на семи языках, сама тема кинофорума оказалась более чем органична.
Фильмы кинофорума затронули болевые точки нашего сегодняшнего бытия. Жизнь мигрантов в России и отношение к ним в обществе. Вербовка молодежи в радикальные религиозные группировки. Положение русских беженцев по возвращении на родину. Жизнь некогда репрессированных народов. Взаимоадаптация западного и азиатского миров... Все горячо, все больно. Фильм башкирского режиссера Вилюры Исяндавлетовой «Тауба» рассказывает о бывшем зэке, ставшем муллой в им же построенной неподалеку от православной церкви мечети. Короткометражка «Земляк» показывает повседневные российские реалии глазами уроженца Мали, работающего водителем троллейбуса в заснеженном Иркутске...
«Посмотрев такие картины, понимаешь, что небо для всех одно, какой бы национальности ты ни был. При любых обстоятельствах главное — человечность», — сказала известный тележурналист Елена Ханга, открывая кинофорум. Для кинофорума 2013 года с большим трудом удалось собрать 12 кинокартин по теме. А в нынешнем году пришлось многие ленты отсеивать, выбирая лучшие. Причем уже после начала кинофорума организаторам звонили из десятков городов России с приглашением показать фильмы и у них...
Правда, для кинофорума в эпоху господства коммерческого кинопроката многие площадки оказались недоступны, а всероссийским его удалось сделать прежде всего благодаря большой поддержке властей и волонтерских организаций. Такая поддержка, как считает народный артист России Евгений Миронов, художественный руководитель фильма «No comment», очень ценна, ведь такие фестивали, по его словам, «не дают умереть отечественному кино». Все режиссеры лент — участниц кинофорума получили медаль с профилем Николая Киселева.