Если вам еще кажется, что в вашей жизни мало Сергея Шнурова, то вот пожалуйста. Московский музей современного искусства на Тверском бульваре напоминает, что лидер популярной группы «Ленинград» — не только музыкант, но еще и знатный художник. Здесь открылась выставка работ мастера (употребляю это слово без иронии), на которой корреспонденту «Труда» повезло не только посмотреть произведения, но и попасть на настоящую авторскую экскурсию, приведшую в самые тайные углы шнуровского творчества.
Коллаж «Русский рок» выполнен в патриотических цветах триколора
Вначале, как водится, было слово. Вступительное, на фоне масштабной инсталляции из мрачно-серых, тяп-ляп поставленных букв: «Денег нет, но вы держитесь» — отклик на злобу дня всегда был сильной стороной Шнурова. Впрочем, ничего особенно свежего (вопреки собственному утверждению о любви ко всему новому, «от женщин до бутылок») Сергей не сказал. Центральной, как и на прошлых его экспозициях, была мысль о том, что мы живем в мире брендов, где важен не предмет, а фирменное клеймо. Отсюда и направление, открывателем которого Шнуров себя считает: бренд-реализм. На нынешнем вернисаже не было таких известных его работ, как, например, «Нефть» (вдоль набережных Петербурга под «мусульманским» полумесяцем со звездой течет не невская вода, а наше экономическое всё). Были другие, не менее наглядные образы. Например, «Русский конец» — несколько глянцевых ядовито-цветных панелей с торчащими из них внушительными золочеными кранами наподобие тех, которые нувориши ставят в своих ванных: видимо, сама китчевость этих изделий плюс их мощно выраженный фрейдистский посыл соединились в глазах Сергея в символ нашего национального пофигизма. Кстати, рядом и ванна (с названием «Ванна душ», оправданным пририсованными крылышками), и даже унитазное сидение внезапной красно-синей раскраски, озаглавленное «Магнит». Потому что, объясняет Сергей, при всех режимах и политических лозунгах нас тянет туда, где мы в полном смысле наедине с собой, и перед этим местом все равны, будь ты лидер группы «Ленинград» или обычный работяга: каждый выполняет тут одну и ту же жизненно важную функцию.
«Магнит», «Багиня» и другие самые свежие работы Сергея Шнурова представлены на выставке
Вообще работы Шнура если и не блещут изысканностью стиля, то в наличии определенной концепции их автору не откажешь. Русская тема пронизывает всю экспозицию. Можно ли, например, придумать более национальный сюжет, чем «Левша»? У Сергея Владимировича он решен языком современной хип-хоп-культуры: рядом с гигантским транспарантом-брендом знаменитой западной обувной фирмы сидит на корточках юноша в капюшоне (конечно, это манекен, а не живой человек, как подумалось в первую секунду) и под ее знаком чертит наше народное заклинание «ХУ...», застыв перед написанием окончания. Вот он, русский ответ Западу!
«Земфира жив» (ковер-пародия на культ самой знаменитой башкирки мира и одновременно вечноживого Виктора Цоя), «Багиня» (именно так, с нарочитой ошибкой, названо фото-коллаж Анастасии Волочковой с молитвенно сложенными у лица... пуантами) — что это все, как не бренды и иронический комментарий к ним? Иные работы можно использовать и как ребус-загадку. Как бы вы расшифровали такую, например, инсталляцию: фиолетовые очки и пустая рюмка на ослепительно белом столе? Правильно, «Лепс спел».
Современный способ подковки западной блохи новым русским «Левшой»
Само собой, есть на выставке и экспонат с названием «Экспонат» — аляписто размалеванный и матерно отекстованный кадр-комикс из известного клипа про «лабутены». Ведь сам Сергей Шнуров — тоже бренд, что он охотно признает. И то правда: обратили бы вы внимание где-нибудь в салоне на не слишком аккуратно выполненные картины с не бог весть какой композицией, рисунком и колоритом, если б не знали, что это Шнур? Скажем, эту, со злобным смайликом в яйце, под титлом «Начало»? Где-нибудь в Измайлово за такое, пожалуй, и нескольких тысяч деревянных не дали бы. А оно хорошо идет, говорят, за десятки тысяч евро. «Иначе зачем делать, если не продавать?» — простодушно замечает автор.
Здоровый бизнес-подход. Кстати, в том же «Экспонате» участие Шнурова — только выбор самого кадра, ну и, конечно, смачный текст. Остальное, как и в большинстве других работ, за мастера делают три его подмастерья, о которых Шнур отозвался с большой симпатией и даже обещал их нам представить, но, видимо, забыл.
Иногда автор сам не предполагал, насколько жизненно будут выглядеть его композиции
Нет, что ни говори, осталась в Шнурове артельная закваска, полученная еще в ПТУ. Кто-то из журналистов показал Сергею фото его старого учителя, отысканного в Питере, и даже сохранившийся розовый диван, некогда изготовленный руками будущего рок-идола. Маэстро чуть не расплакался от умиления: «Как же, — говорит, — там не только диван, еще и стол был! А что, ребята, я ведь мастер по дереву 4-го разряда. Музыка, живопись — кто знает, сегодня у тебя в них успех, а завтра нет. Табуретки же при любом режиме нужны».
Золотые слова. Притом можете себе представить, как будут разлетаться (в хорошем, надеюсь, смысле) табуретки от Шнура? Одно слово — бренд.
А еще я бы добавил: редкое искусство самопродвижения. Как-то один журналист прислал в газету текст с опечаткой: «У певца шел пиар изо рта». По-моему, гениально вышло. К Шнуру эта формула применима без правки.
«Я против курения», - сказал Шнуров и затянулся
P.S. В северной столице только что подвели итоги ежегодного конкурса «Топ 50. Самые знаменитые люди Петербурга». Сразу за легендарной балериной Дианой Вишневой («Выбор города») в номинации «Герой, который меняет облик города» жюри журнала «Собака.ру» назвало Сергея Шнурова.