Главная Наука и технологии 00:06 09 Февраля 2024 3946
Праздник с подрезанными крыльями

11 февраля будет отмечаться День «Аэрофлота». С чем подошла к празднику наша авиастроительная отрасль?

Анатолий Журин
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В воскресенье, 11 февраля, российская авиация и наш все еще летающий народ отметят очередной День «Аэрофлота». В 1979 году, когда в СССР этот праздник учредили, советский гражданский воздушный флот насчитывал 10 тысяч самолетов и вертолетов исключительно собственного производства. На этой неделе начал регулярные полеты первый обновленный Ту-214, а за прошлый год гражданская авиация получила два отечественных суперджета SJ-100. Таковы пока практические результаты работы отечественных авиастроителей, пытающихся наладить производство под грузом беспрецедентного санкционного давления.

Набившие оскомину заверения чиновников Минпромторга о том, что вот-вот на смену боингам и эрбасам придут долгожданные свои среднемагистральные МС-21 с новыми отечественными двигателями, пока так и остаются обещаниями. Удивляться нечему. На начало нынешнего века в работоспособном состоянии оставалось всего три крупных завода, теоретически способных серийно выпускать самолеты: Воронежский, Ульяновский и Казанский. Усугубляли ситуацию отток кадров, падение уровня образования. Вот и получилось, что 30 лет назад раздробленный «Аэрофлот» перевозил всего 3 млн — десятую часть пассажиров. Ныне из-за постепенной остановки парка западной техники компании идут на сокращение личного состава, что осложняет и без того непростое экономическое и социальное положение отрасли. Есть ли выход из этого тупика?

«Труд» обратился за комментариями к ветеранам гражданской авиации, для которых все происходящее заставляет сравнивать то, что было, с тем, что есть. Общий вывод таков: все могло быть иначе, если бы не тотальный развал экономики вследствие непродуманных реформ 90-х и решений 2000-х, когда вместо восстановления и развития собственного гражданского авиастроения переключились на западные самолеты. Многие из которых были далеко не новые, успевшие намотать в небесах десятки и сотни тысяч километров. Свои же лайнеры встали у заборов аэропортов — ржавели, устаревали, становились неконкурентоспособными в сравнении с современными и экономичными машинами.

Впрочем, накануне профессионального праздника можно говорить не только об экономике, но и о состоянии души. В конце концов, это та материя, от которой в немалой степени зависит состояние отрасли.

Валерий ХАЙРЮЗОВ, пилот Ан-24, налетавший более 15 тысяч часов, писатель

— В 90-е мой штурман подался в торговлю, стал рубить мясо на рынке и всякий раз при нашей встрече подчеркивал, что зарабатывает там в несколько раз больше, чем за полеты. Конечно, после его слов мне становилось не по себе. И не только из-за денег. Просто я помнил, как многие мои сверстники мечтали попасть в авиацию. Самолет принял меня в свои цепкие объятия и выпустил меня, уже поседевшего, после двух с лишним лет, проведенных в воздухе. Думаю, эта работа была нужна не только мне. В самолет входили и выходили люди, ведь все живое обязано перемещаться...

Виктор САВИН, пилот, освоивший несколько типов вертолетов, пересевший на склоне лет в кабину летающего грузовика Ил-76

— О том, насколько вся моя жизнь связана с авиацией, я могу говорить часами. Но лучше приведу цитату, которую запомнил на всю жизнь. Вот эти слова: «Небо — сильнейший наркотик природного происхождения. Вводится внутридушевно при помощи летательного аппарата. Вызывает абсолютное и неизлечимое привыкание с первого приема. Систематическое употребление вызывает потребность в постоянном увеличении доз, при этом передозировка невозможна. Вызывает в человеке необратимые процессы физического и психического омоложения, оптимизма и эйфории, сменяющиеся затем состоянием полного душевного покоя». С этим летавшему в пилотском кресле человеку трудно не согласиться!

Василий ЕРШОВ, пилот Ту-154, налетавший в сибирском небе без малого 20 тысяч часов, тоже писатель. С ним довелось общаться еще до его ухода из жизни семь лет назад. Но в одной из своих книг он нарисовал, увы, точную картину состояния российского пилота, вынужденного приспосабливаться к ситуации, созданной непродуманными реформами в отрасли:

— В нынешнее, не лучшее для нашей авиации время, копейка решает все. Открутиться, свалить ответственность на другого — иной раз значит спасти свою маленькую авиакомпанию от финансового краха. Осознание этого давит летчика иной раз больше, чем страх не справиться с машиной в воздухе. Вечный страх летчика: попасть в ситуацию и не выкрутиться, увязнуть в бумажках — не рассказав об этом, нельзя донести до читателя целостность всей картины. Все как-то привыкли к тому, что «сокол бесстрашен». Но давно уже сказано одним старым испытателем: «Если бы у летчика был хвост, все бы видели, как он его поджимает». И не только в полете. Страх нам ведом, и еще как! Летчики боятся поболе иных. Поймают, выпорют, выгонят. Спишут! Вот в чем ужас: спишут на грешную землю... И ты вдруг лишишься редкостной, прекрасной, возвышенной, гордой профессии.

Что ж, поздравим всех представителей этой действительно прекрасной, возвышенной и очень трудной профессии с их праздником. И попробуем в очередной раз поверить обещаниям чиновников, сулящих манну небесную: в 2030 году в России, по их планам, собираются произвести порядка 600 собственных гражданских самолетов различных типов. Может, еще полетаем?

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Президент провел в Санкт-Петербурге совещание по развитию Военно-морского флота 

Фото: http://kremlin.ru

Морской компонент стратегических ядерных сил России на сто процентов укомплектован современным оружием и техникой. Об этом в пятницу, 11 апреля сообщил на совещании по развитию Военно-морского флота (ВМФ) в Санкт-Петербурге глава государства Владимир...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Постановка на конвейер самолета Ил-114-300 достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса как образчик авиационного долгостроя

Анатолий Журин
Труд
Как же долог разбег этого самолета в небеса! Фото: UAC/globallookpress.com

Первый полет отечественного SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 состоится в ближайшие три месяца, заявил Михаил Мишустин, выступая на прошлой неделе в Госдуме. Премьер напомнил, что с 2026 года российские авиазаводы...

Оформление государственных услуг переходит в онлайн и на самообслуживание. И вот как это выглядит

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Люди оказались заложниками неуемного стремления властей побыстрее попасть в цифровое будущее. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Неприглядную картину пришлось наблюдать в минувшую субботу, 29 марта, в центре государственных слуг столичного района Раменки. В специальном зале, отведенном для «самостоятельного» получения необходимых услуг,...

Наука и технологии 00:01 / 28 Марта 2025 4246
Технопарк

В Китае создали робота-паука для добычи полезных ископаемых на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Робот-паук для работы на Луне. Фото из открытых источников

Некруглая, но важная дата: 31 марта 1966 года в СССР запустили первый в мире искусственный спутник Луны. Станция «Луна-10» вышла на орбиту спутника Земли и проработала без малого два месяца. Это был...

Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом и какие ритуалы соблюдают его последователи

Анатолий Журин
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Завтра, 12 апреля, мы отмечаем праздник, который подарил стране и миру Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества космический полет. В этот памятный день на телеканале «Культура» готовится...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

На «Интеграции-2025» свою продукцию представили больше 130 компаний

Ольга Щербакова
Труд
Фото с сайта integration.ru

Международная специализированная выставка инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации людей с инвалидностью «Интеграция», завершившаяся вчера в столичном «Тимирязев Центре», побила все...

Наука и технологии 00:28 / 11 Апреля 2025 3937
Технопарк

Дрон с шашечками, робоконь, высокотехнологичная батарейка

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Wang Jingqiang/Синьхуа, globallookpress.com

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый в России троллейбус, который придумал российский изобретатель Петр Фрезе. И хотя тесты прошли достаточно успешно, новинка в России прижилась далеко не сразу....

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Каким он был, тот день, когда весь мир узнал, что русские покорили космическое пространство?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Светило солнце. Развезло дороги. Бежали ручейки. В еще прохладном воздухе уже разлилась весна. Племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова в деталях описала тот самый день, когда 15 лет назад я приехала на родину первого...

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Танки Leopard 2A6 оказались чрезмерно дороги и сложны в обслуживании – как и их предшественники из семейства «бронекошек»

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Переданные Украине немецкие танки Leopard 2A6 («Леопард») повторяют судьбу танков Tiger («Тигр») времен Второй мировой войны. Об этом написал обозреватель американского издания The National Interest Кристиан Орр. «Чрезмерная...

Речь идет об исследовательской станции «Космос-482», которая отравилась в космос в 1972 году

Фото: NASA/JPL-Caltech via CNP, globallookpress.com

Запущенный Советским Союзом более 50 лет назад космический зонд для исследования Венеры, который не смог достичь этой планеты, в ближайшие дни вернется на Землю. Об этом сообщил японский телеканал NHK со ссылкой на расчеты специалистов Национального...

Как космонавтам бороться с лунной пылью и что им делать с надоевшей едой из тюбиков?

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Изображение: Freepik.com

7 мая отмечается Международный день планетариев. Ровно 100 лет назад в Мюнхене открылось первое в мире «окно в звездный мир», оснащенное лучшей для того времени цейсовской техникой. Как тогда писали газеты, «это...