Главная Жизнь 00:15 08 Декабря 2023 6891
Автобус в аэропорт Певека отменяется

Государство фактически перестало поддерживать важнейший воздушный коридор Запад - Восток

Анатолий Журин, Гузель Агишева
Фото: CHROMORANGE/Bilderbox,globallookpress.com

Вчера мир отметил Международный день гражданской авиации. Почему именно в этот день? Потому что 7 декабря 1944 года в Чикаго на конференции по воздушному праву была подписана Конвенция о создании ИКАО — Международной организации гражданской авиации. В ее состав сегодня входят 193 государства.

Советский Союз вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года на заседании в штаб-квартире организации в Монреале. По свидетельству ныне здравствующих его участников, всех тогда впечатлила цифра, приведенная генеральным секретарем ИКАО Асадом Котайте: гражданская авиация СССР выполняет четверть всех авиационных перевозок в мире, причем обходится собственным парком самолетов и вертолетов...

Сегодня на российские авиакомпании приходится не больше 1-2% мирового рынка воздушных перевозок. А доля рейсов, выполненных собственно российскими самолетами, стремится к нулю. Так что нашим пилотам и авиаконструкторам в этот день, прямо скажем, праздновать особо нечего. Тем более что на последней ассамблее ИКАО Россия не смогла набрать достаточного количества голосов, чтобы сохранить место в Совете. Среди причин — конфискация иностранных самолетов и двойная регистрация бортов. На сайте таблицы ИКАО Россия теперь помечена «красным флажком», что означает наличие проблем с безопасностью гражданской авиации.

Мы с такими выводами не согласны, но заграница живет по своим правилам. И теперь там любой аэропорт вправе отказаться обслуживать самолеты российских авиакомпаний. Можно, конечно, обвинять ИКАО в политиканстве, но есть смысл взглянуть на проблему и с другой стороны. Пришедшие в отрасль так называемые эффективные менеджеры три десятилетия фактически разваливали отечественный авиапром и немалого добились в этом деле. Наше гражданское авиастроение было подорвано массовой закупкой иностранных самолетов, за что, к слову, никто так и не ответил.

По случаю Дня гражданской авиации корреспондент «Труда» общался с нашими авиационными экспертами. Увы, никто из них не воспринимает всерьез нынешние заявления курирующих авиапром чиновников об успехах в производстве российских гражданских самолетов. Разговоры об импортозамещении идут уже четверть века, а после начала СВО это признано вопросом национальной безопасности. Но слов много, а результат мизерный.

Судите сами. Летом 2016 года в Иркутске состоялась торжественная презентация летного образца нового российского среднемагистрального лайнера МС-21 — в лучах прожекторов, под речи тогдашнего премьера Дмитрия Медведева и музыку высоко парящего вместе с роялем Дениса Мацуева. И вот минувшей осенью, то есть спустя семь лет, гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский сообщил, что первые несколько самолетов будут переданы «Аэрофлоту» в наступающем году. И это подается как успех отрасли?

— Я бывал на крупных предприятиях Airbus в Италии и Франции, а также на небольшом австрийском Diamond Aircraft, про который полвека назад никто не слышал. Так вот, в альпийских предгорьях своими глазами наблюдал, как с взлетной полосы завода каждый день улетали заказчикам по два-три самолета. Там в совете директоров чиновников нет, зато есть конструкторы и инженеры. Канцлеру никто не докладывает о грандиозных планах. Потому что на самом деле все просто: авиационные заводы должны выпускать не два-три, а сотни самолетов в год. Только тогда у работников КБ и заводских цехов будет достойная зарплата, а молодежь свяжет с отраслью свое будущее.

И уж вовсе не праздничный монолог я услышал от легендарного полярного пилота, в прошлом начальника Управления летной службы МГА СССР Жоржа Шишкина.

— Я недавно узнал о решении закрыть аэропорт самого северного города страны Певека, где я начинал работать летчиком. То есть государство фактически перестало поддерживать этот важнейший воздушный коридор Запад — Восток. А ведь там была отличная бетонная полоса, куда могли садиться самые большие лайнеры. Теперь разрушена вся инфраструктура аэропорта. Как мне рассказывали, в последние времена, когда туда изредка собирался гражданский борт, в аэропорт выдвигалась специальная бригада для подготовки приема и организации вылета.

И ведь певекская воздушная гавань далеко не первой приговорена к ликвидации. По сути, мы теряем Крайний Север, поскольку другого круглогодичного транспорта там нет и не предвидится. К тому же именно отсюда в отрасль приходили самые подготовленные пилоты, диспетчеры, авиатехники. Певек неслучайно полвека считался авиационным хабом. В тех краях в радиусе 500 км сосредоточены десятки предприятий, добывающих золото и олово, медь, вольфрам и другие металлы. А еще — мощная энергетическая база в виде атомной электростанции.

Парадокс в том, что на многое средства находятся, а на поддержание жизнеспособности такого важного аэропорта их нет, — с болью восклицает Жорж Шишкин. И что ему ответить?

P.S. Вот одно из последних сообщений оттуда. «Администрация городского округа Певек объявила о закрытии автобусного маршрута, который связывал город с аэропортом. Маршрут оказался невостребованным у жителей города. За два месяца услугами перевозчика воспользовались пять человек», — сообщает информационное агентство «Чукотка».

Ехать в аэропорт больше не на чем. Да и незачем.

Кстати

Ситуация с посадкой на поле эрбаса «Уральских авиалиний» обросла таким числом противоречащих друг другу комментариев и выводов авиационных начальников, что стала напоминать триллер. Напомним: сразу после счастливого спасения самолета с пассажирами пресс-служба авиаперевозчика сообщала, что с лайнером ничего страшного не случилось: «Самолет в будущем, скорее всего, сможет выполнять полеты». Заявление вызвало шок среди отраслевых специалистов. Ведь только кукурузник в состоянии взлетать с грунта. Да и кто после такого «подвига» даст гарантию безопасности полетов?

Первая комиссия, устроившая разбор полета, посчитала ошибкой решение лететь на запасной аэродром. Росавиация назначила еще одну комиссию. А руководство авиакомпании, не дожидаясь выводов, предложило членам экипажа уволиться «по собственному желанию». Однако вчера стало известно, что ни командир Белов, ни второй пилот Семенов увольняться не собираются. А жена командира даже отправила в высокие инстанции просьбу «разобраться в этой истории объективно». Тем временем идея поднять самолет в воздух с поля претерпела изменения. Гендиректор и владелец авиакомпании Сергей Скуратов заявил, что для этого нужно построить взлетную полосу, «а это экономически нецелесообразно. Кроме того, Airbus A320 застрахован».

Как же решить этот авиаребус? С таким вопросом «Труд» обратился к пилоту Виктору САВИНУ, налетавшему почти 11 тысяч часов на различных типах вертолетов и самолетов. В течение 10 лет он исполнял обязанности замначальника Главного управления летной службы МГА СССР.

— Я бы не спешил гнать экипаж из профессии, — говорит Виктор Георгиевич. — Ведь отрицательный опыт тоже ценен, в небе и на земле всякое случается. Важно, чем все завершается. Тем более совершенно очевидно, что вина лежит не только на пилотах — они явно получали указания с земли. Что касается состояния лайнера, то пусть его оценивают специалисты. В любом случае машина еще послужит, если ее не утилизировать, а разобрать на вполне еще пригодные запчасти.

Все больше людей предпочитают жить одни - без супругов, без детей, без родни

Надежда Гужева
Труд
Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Тяга к одиночеству — мировая тенденция, особенно затрагивающая развитые страны. Ученые называют это скучным термином «домохозяйства, состоящие из одного человека». И Россия тоже в тренде. Как отмечает...

80 лет назад Советская армия пошла на штурм столицы прусского логова

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
В Кенигсберге враг обещал «устроить русским немецкий Сталинград». Но город продержался всего четыре дня. Фото: Scherl/globallookpress.com

В ходе Восточно-Прусской операции, начавшейся 13 января 1945-го, уже через две недели Красная армия дошла до Кенигсберга. А 29 января город был окружен. Однако стремительный 100-километровый бросок дался дорогой ценой....

Жизнь 00:01 / 25 Апреля 2025 5746
Календарь: 25 апреля

80 лет назад состоялась историческая встреча на Эльбе

Труд
Старая черно-белая фотография встречи советских и американских войск 25 апреля 1945 года на мосту через Эльбу. Фото: © Rosseforp, globallookpress.com

1719 В Лондоне вышло первое издание романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». 1792 Установленное в Париже доктором Жозефом Гильотеном устройство выдержало первое испытание, отрубив голову разбойнику Николя Жаку Пеллетье....

Командование противника держало против российской армии только две бригады территориальной обороны

Фото: Михаил Палинчак/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Командование вооруженных сил Украины (ВСУ) повторило ошибку, допущенную российскими генералами в августе 2024 года. Об этом сообщил в своем Telegram-канале военный корреспондент Юрий Подоляка. «Фактически военное командование ВСУ здесь...

Жизнь 00:10 / 25 Апреля 2025 5089
За наезд ответят

Первые иски к кикшеринговым компаниям появились сразу в нескольких районных судах Петербурга

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Конечно же, владельцы бизнеса всеми силами будут доказывать, что они тут ни при чем. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Это свершилось под напором возмущенных граждан, ставших жертвами на тротуарах и пешеходных переходах. В сентябре 2024-го на Татьяну наехал электросамокат с несовершеннолетним подростком за рулем. Жертва ДТП получила...

Жизнь 20:01 / 26 Апреля 2025 4755
Последняя колонка

В Калининграде получили первую партию черной икры

Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

Умный дрон вернется В Новосибирском государственном университете создали беспилотный летательный аппарат, способный доставлять грузы в труднодоступные районы. На испытаниях дрон успешно перелетел Обское водохранилище и доставил...

Жизнь 17:01 / 08 Мая 2025 4512
Последняя колонка

В преддверии курортного сезона активизировались поддельные сайты по бронированию отелей

Труд
Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Еще один солдат не без вести пропавший: Члены чувашского отряда «Память» нашли останки солдата, павшего смертью храбрых 83 года назад. Волонтеры проводили раскопки на месте боевых позиций пехотного полка возле приволжского...

Ветеран СВО, оставшись без ног, личным примером помогает инвалидам войны побороть страх перед неизвестностью

Андрей Гореловский
Труд
«В тот день я ощущал себя счастливым маленьким ребенком, который делает первые шаги, падает, поднимается, плачет, смеется и снова идет». Фото автора

«С какими чувствами мы возвращаемся с войны? Если честно, то с определенным страхом, понимая, что адаптироваться к мирной жизни будет непросто. Особенно это касается тех, кто получил в бою серьезные ранения, —...

Может, государству стоит обратить внимание на проблемы миграции?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Московская полиция наведалась в банный комплекс «Бодрость». И покинула его в компании без малого 60 мигрантов

События прошлой недели вновь ставят вопросы пребывания иностранцев в нашей стране. В минувший понедельник, 14 апреля, СМИ сообщили, что кладовщик из «Яндекс Лавки» и повар из ООО «Урюк» были...

Жизнь 00:10 / 18 Апреля 2025 4162
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Недавно был обнародован рейтинг российских регионов по качеству жизни. В лидерах — Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Самарская, Ленинградская, Калининградская, Ростовская области и Краснодарский...

Противник понес их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооруженных сил России уничтожили за минувшие сутки без малого 800 украинских военнослужащих. Об этом сообщает в социальной...

Жизнь 20:01 / 29 Марта 2025 3850
Последняя колонка

В одном из дворов Архангельска появился механизированный дворник

Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Непьющий дворник, причем из местных Архангельский инженер Денис Коробицын решил вопрос уборки снега возле своего многоквартирного дома. Умелец изобрел радиоуправляемую снегоуборочную машину, которая за полчаса очистила двор от сугробов....

Это поселок заняли подразделения группировки войск «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ

В ходе специальной военной операции Вооруженные силы России освободили населенный пункт Новое в Донецкой Народной Республике. Об этом сообщила в социальной сети «ВКонтакте» пресс-служба Министерства обороны РФ. Это поселок, который...

В канун Дня Победы наш корреспондент отправился на Брянщину - навестить родные могилы и односельчан, живущих в прифронтовой полосе

Василий Щуров, Брянская область - Москва
Труд
Брянское село Хоромное горит не в первый раз. Фото из открытых источников

По случаю майских праздников мы семьей собрались на мою малую родину, навестить старых друзей и положить по венку на родительские могилы. Дела житейские и привычные, но с недавних пор небезопасные,...

Жизнь 18:01 / 12 Апреля 2025 3498
Последняя колонка

36-летняя екатеринбурженка родила тринадцатого ребенка

Труд
Фото: © Caroline Arber, globallookpress.com

Счастливая чертова дюжина На Урале случилось редкое по нынешним временам событие. Жительница екатеринбургского района Уралмаш благополучно разрешилась от бремени тринадцатым ребенком. Как сообщили акушеры горбольницы № 14,...

Жизнь 20:01 / 19 Апреля 2025 3487
Последняя колонка

В Оренбургском заповеднике зацвели тюльпаны Шренка

Труд
Тюльпан Шренка. Фото: © Andrey Nekrasov, globallookpress.com

Цветет символ весны В Оренбургском заповеднике распустились тюльпаны Шренка. Эти желтые цветы на Южном Урале считаются символом весны. Ботаники напоминают, что посетители заповедника могут любоваться тюльпанами, а вот рвать категорически...