Российское правительство приняло постановление об обязательной государственной регистрации воздушных судов массой более 250 граммов. Власть пытается взять под контроль расплодившуюся флотилию беспилотников, которые не то что обнаружить, но даже посчитать невозможно. Хочет, но не может.
Авиационное законодательство в отношении регистрации дронов давно нуждается в систематизации. По самым приблизительным расчетам, в воздушном пространстве страны в хаотичном броуновском движении перемещаются более 30 тысяч иностранных и около 5 тысяч отечественных промышленных беспилотных авиационных систем различных конструкций и назначения. Наибольшая интенсивность таких полетов наблюдается в районах Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской области и Урала. Многие из них выполняют ответственные задачи по контролю за объектами крупнейших газовых и нефтяных корпораций. Но в любом случае как органам Росавиации, так и обычным гражданам следует знать, что же кружится над нашими головами.
В последние годы в стране вводятся в строй укрупненные центры ЕС ОрВД — Единой системы организации воздушного движения. Однако по разным причинам (чаще организационным, не зависящим от разработчиков) они не в состоянии отслеживать движение не только беспилотников и частной авиации, но даже транспортных вертолетов. И это несмотря на наличие Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, созданной по указу президента для использования ПВО и органами ОрВД многочисленных радиолокационных и спутниковых систем наблюдения, и вроде бы существующей Единой системы управления воздушным движением.
Международное аналитическое агентство «Безопасность полетов» уже несколько лет безрезультатно пытается добиться принятия мер по контролю за воздушным пространством, отвечающим букве и духу глобального плана обеспечения безопасности полетов ИКАО. Этот документ обозначил для международного авиационного сообщества приоритет: безопасную интеграцию беспилотных авиационных систем в несегрегированное (не ограниченное одним пользователем) воздушное пространство.
Однако принятое правительством решение о постановке беспилотников на учет можно расценивать как проявление дремучего бюрократизма. В документе, к примеру, говорится, что «заявления о постановке беспилотных ВС на учет, направленные по электронной почте через общественную приемную Росавиации, не рассматриваются». Хотя отказ тому, кто на бумаге заполнит и сдаст необходимые формуляры, будет направлен на указанный в заявлении e-mail. Что, у чиновников, ведающих регистрацией дронов, электронная почта настроена только на отправку типовых сообщений с отказом?
Такое ощущение, что наши авиационные власти даже не попытались использовать международный опыт. А зря! Скажем, Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) жестко ставит вопрос об ограничении воздушного пространства для беспилотных авиационных систем над уязвимыми для национальной безопасности местами. В специальном положении перечислены больше 60 объектов Минобороны и Минюста. Нарушающим инструкции операторам БВС грозит серьезное уголовное наказание. На веб-сайте FAA текст положения вывешен для всеобщего ознакомления. Там же прикреплена карта, отображающая ограниченное воздушное пространство на всей территории США, с четким обозначением границ тех территорий, куда беспилотники не должны залетать ни при каких обстоятельствах. И все! И никакой возни с бесконечно плодящимися документами, запутывающими людей и затягивающими решение проблемы.
Штрихи
Зафиксированы многочисленные случаи выполнения полетов БВС в опасной близости от мест массового пребывания людей. Вот несколько из них.
6 июля 2016 года. В Государственном музее-заповеднике «Куликово поле» (Тульская область) дрон летал на малой высоте с угрозой для безопасности экскурсионной группы детей. Владелец БВС был задержан охраной музея-заповедника в 1 км от места экскурсии.
29 ноября 2016 года произошло столкновение квадрокоптера, выполнявшего несанкционированный полет в охранной зоне ЛЭП, с проводами высоковольтной ЛЭП.
24 марта 2017 года над Пермским пороховым заводом был зафиксирован несанкционированный полет БВС на высоте 500 метров.
5 мая 2017 года над центром Красноярска зафиксирован несанкционированный полет на высоте 70 метров группы БВС (около 20 квадрокоптеров).
9 мая 2017 года в Хабаровске было запущено БВС, которое приблизилось к группе самолетов, выполнявших демонстрационный полет в рамках торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы.
В аэропорту Шереметьево неоднократно зафиксированы полеты БВС, в том числе с пересечением взлетно-посадочных полос, облетом зданий аэропорта и стоянок самолетов.