В Москве психиатра уволили из госбольницы за разговор с пациенткой про «метод Беккера». Врач более чем с 40-летним стажем уже год оспаривает свое увольнение в суде. Сам он убежден, что истинным поводом для отстранения от должности стали не ораторские перегибы, а затяжной конфликт с начальством из-за зарплат и отпускных.
Врачу психиатрической клинической больницы № 4 Сергею Коротецкому, проработавшему в медицине 42 года (31 из них — в психиатрии), за три последние года влепили три дисциплинарных взыскания. Первое — за некую жалобу больной (письменного заявления, правда, никто не видел). Второе — за вынесение пациента на консилиум для постановки диагноза — администрация посчитала, что врач должен был разобраться своими силами. Третий проступок, за которым по нормам Трудового кодекса следует увольнение, выражался, по мнению работодателя, в нарушении этики.
Прошлой осенью в клинику за справкой для устройства на госслужбу обратилась пациентка Н. Вердиктом врача «Здорова!» пациентка осталась довольна, а вот его методами работы не очень. Из кабинета психиатра она направилась к руководству писать жалобу. «Интересовался личной жизнью, почему до сих пор не родила», «Во время приема вел себя фамильярно, делал комплименты» — так описала женщина свои впечатления от доктора Коротецкого. И попросила оградить от него пациентов.
Сам врач произошедшее излагает иначе.
— Пришла женщина за справкой. Жалоб не имела, но рассказала, что «семь лет жила с козлом», который не хотел детей. Муж, как я понял с ее слов, все годы совместного проживания предохранялся сам и заставлял ее принимать противозачаточные препараты. Пациентка, рассказывая об этом, разрыдалась, — приводит подробности Коротецкий.
— Женщина спросила у меня, как в таких обстоятельствах ей забеременеть. Я сказал, что на сегодня науке известны только два способа — естественный и искусственный. Говоря об искусственном, среди других упомянул так называемый метод Бориса Беккера. Ребенок известного теннисиста был зачат путем экстракорпорального оплодотворения с использованием оральных манипуляций, — объясняет психиатр.
По его словам, уходя, пациентка улыбалась. Но через несколько дней на пороге кабинета Коротецкого появились работники кадровой службы — с уведомлением об увольнении. Через месяц был издан приказ.
В основу третьего взыскания легла не только жалоба пациентки, но и докладная коллеги Игоря Салихова. Последний вел прием в соседнем кабинете и расслышал в разговоре доктора Коротецкого и гражданки Н. непарламентское выражение «минет». О чем уведомил руководство клиники.
— Салихов и завдиспансером вывернули эту историю так, что я из врача, беседующего с пациенткой о репродукции, превратился в маньяка. Нужен был повод меня уволить из-за того, что я воевал за выплаты. Вот они поднатужились и слепили эту диковатую историю, — комментирует господин Коротецкий.
«Если врач получает сведения о том, что в семейной и сексуальной жизни обследуемого имеются нарушения, которые также относятся к компетенции психиатра, он обязан получить сведения о половой жизни пациента. В этой ситуации Коротецкий имел право задать уточняющие вопросы. Да, психиатр использовал слово попроще, чтобы пациентка его поняла. Но врач не использовал ненормативную лексику, а пример с «методом Беккера» довольно заезжен, ничего вульгарного в нем нет», — комментирует историю «Труду» врач-психиатр Михаил Первушин.
Однако департамент здравоохранения города Москвы по этому поводу был лаконичен: «Трудовые отношения между ПКБ с врачом-психиатром Коротецким были расторгнуты в октябре 2020 года за неоднократные нарушения в его деятельности, в том числе и на основании обращений граждан: В настоящее время вопрос законности увольнения является предметом судебного разбирательства».
Иск Сергея Коротецкого к психиатрической клинической больнице № 4 рассматривался в Преображенском райсуде Москвы, третьим лицом выступил департамент здравоохранения Москвы. В требованиях о восстановлении на работе ему было отказано.
«Проступок доказан не был. Но даже если бы его доказали, увольнение — несоразмерно тяжелое наказание за нарушение этических норм. Если вы пытаетесь сделать из врача полового маньяка, фактически обвиняя его в уголовном преступлении, предоставьте материалы. Но их нет!» — заявляет представитель истца в суде Нелли Гусарова.
Врач-психиатр Сергей Коротецкий намерен обжаловать решение в вышестоящей инстанции.
P.S. «Труд» продолжит следить за этими историями. А каким окажется их финал, предсказать сейчас никто не берется.