Еще в самолете на рейсе Москва — Екатеринбург я почувствовал, что лечу в город, который мало напоминает суетную, но вечно праздную столицу, где основной контингент — меланхоличный офисный народ, погруженный в социальные сети и мечты о повышении зарплаты. Хотя, как позже выяснилось, и в уральском городе-миллионнике хватает и стильных заведений, и дорогих машин, и одеты люди там совсем не по-сиротски. Но есть что-то в уральцах такое, что отличает их от обитателей офисной столицы.
К примеру, рядом со мной в самолете сидела пара молодых людей — парень и девушка лет 25, и все два часа полета они горячо обсуждали... нет, не фотки в «Инстаграме» или подробности отдыха в Турции. Судя по всему, ребята возвращались с московской промышленной выставки, где представляли свой уральский завод — так вот, всю дорогу они увлеченно говорили о заводе и проблемах по внедрению новых технологий. Согласитесь, нечасто такое слышишь от совсем еще молодых людей...
А когда я прибыл в Екатеринбург, то понял, что это вполне нормально для города, который умудрился сохранить свой промышленный потенциал, где жизнь по-прежнему сконцентрирована вокруг таких монстров, как «Уралвагонзавод», «Уралмаш», «Уралтрансмаш» и другие. В это непросто поверить, но в городе сегодня действуют 220 крупных промышленных предприятий, которые в последние годы показывают уверенную динамику пусть небольшого, но роста.
И эта динамика вполне отражается на внешнем облике города: хорошего качества дороги, аккуратно отреставрированные исторические здания в центре, обилие башенных кранов в спальных районах, хорошо развитая сеть общепита на любой кошелек, модернизированный стадион «Екатеринбург Арена», который на днях примет участников ЧМ-2018 по футболу. Одним словом, вполне успешный и динамичный город, без всякого налета провинциальности.
Отъехав несколько километров от областного центра в сторону небольшого рабочего городка Верхняя Пышма, я ожидал увидеть привычную для подобных мест разруху и депрессию, а оказался в уютном и благоустроенном населенном пункте, который кое в чем даже может поспорить с Екатеринбургом. Скажем, меньше всего я ожидал увидеть в центре промышленного города-спутника с населением 70 тысяч человек гигантское здание строящегося театра, выполненного в совершенно нетипичном для Урала стиле Австро-Венгерской империи — нечто подобное мне доводилось видеть лишь в Вене, Праге и Будапеште, но чтобы в Верхней Пышме... Тут, признаюсь, я даже зажмурился. Открыл глаза, но картинка не исчезла. Все в реальности.
Как объяснили мне местные жители, такое неожиданное дизайнерское решение для нового театра возникло оттого, что у руководства Уральской горно-металлургической компании (УГМК), которая является главным и градообразующим предприятием в Верхней Пышме, очень трогательное отношение к чешской архитектуре (в этой стране у компании имеется даже своя база отдыха). И чтобы оставить в городе воспоминание о Чехии, куда часто ездят на отдых сотрудники УГМК, в Верхней Пышме было решено за деньги компании построить театр а-ля Злата Прага. Почему нет?
Стоит отметить, что УГМК постоянно привносит в городской ландшафт свои задумки, на которые жители реагируют очень положительно. Да и сложно протестовать против строительства объездной дороги, которая разгрузила город от большегрузов. Или ледовой арены, обустройства парка для горожан, создания собственного университета и огромного музейного комплекса.
Про музеи в Верхней Пышме, созданные по инициативе компании, в области ходят легенды. Их два, и оба достойны того, чтобы провести в них полный световой день. Первый — Музей военной техники, раскинувшийся на 6,5 гектара, вобрал в себя практически все известные виды отечественного вооружения. Ничего подобного я не видел ни в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, ни в парке «П-атриот» в Кубинке.
За 10 лет в этом музее собрано более 200 единиц тяжелой военной техники, уникальные коллекции отечественных наград и воинских регалий, всевозможные виды огнестрельного оружия, униформа, снаряжение с XVIII века до наших дней.
Особый восторг вызывают несколько видов бронепоездов, реальные паровозы времен войны, настоящий санитарный поезд и теплушки образца «40-х роковых», торпедные катера и даже подводная лодка. А еще уникальные крупнокалиберные гаубицы и экзотические тяжелые танки типа ИС-2М и пятибашенного Т-35. Отдельная тема — тяжелое вооружение, присланное в СССР союзниками по антигитлеровской коалиции. Не припомню, в каком еще музее можно увидеть танки «Шерман», «Матильда» или знаменитый американский истребитель «Аэрокобра», на которых успешно воевали советские асы...
Все эти реликты создатели музея собирали по всей стране — находили в разной степени сохранности, потом восстановили и выставили на всеобщее обозрение. И представьте, вся боевая техника в музее на ходу! То есть каждый год 9 Мая все подвижные экспонаты проходят торжественным маршем перед зрителями. Посмотреть на это шоу съезжаются зрители не только с Урала, но и из более отдаленных регионов.
Второй музей УГМК — «ХХ век АВТО» — пожалуй, самая крупная в России коллекция ретроавтомобилей, мотоциклов и велосипедов. В огромном четырехэтажном здании на площади 12 тысяч кв. метров находятся более 160 авто, начиная от первой самодвижущейся коляски Карла Бенца и заканчивая экспериментальной гоночной моделью от «АвтоВАЗа», которая так и осталась прототипом.
Сразу скажу: в этом музее сердце любого автолюбителя начинает биться учащенно. Тут и хромированные Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost, Cadillac V-12, Packard, Pierce-Arrow, Auburn и прочие легенды мирового автопрома, и лимузины из гаража Николая II, Сталина, Хрущева и прочих руководителей страны. Как удалось собрать всю эту роскошь в небольшом уральском городке, ума не приложу... Уральская загадка!
А потом мне довелось оказаться в цехах главного предприятия в Верхней Пышме — завода «Урал-электромедь», где в эти дни запустили современную линию в цехе электролиза меди. И я своими глазами увидел, как создается богатство Урала, а значит, и всей страны. В огромных печах плавились подготовленные чушки с черновой медью, затем из них отливались прямоугольные плоские аноды, которые погружались в ванны с электролитом, где при помощи электролиза происходит накопление чистой меди на специальных листах нержавейки — катодах. Снятая с катодов медь достигает чистоты 99,99%, и это тот товар, который у России с удовольствием покупает весь мир. Впрочем, и внутреннее потребление меди у нас постоянно растет, несмотря на угрюмые прогнозы наших министров из экономического блока правительства.
А еще я видел, как из шламовых отходов производства меди выделяется золото и тут же выплавляется в аккуратные, стандартные слитки весом 12 кг. Признаюсь: когда мне разрешили подержать в руках такой теплый желтый кирпич стоимостью примерно 500 тысяч долларов, жизнь вокруг как-то сразу заиграла новыми красками...
В общем, если вы насмотрелись телевизора и небо вокруг потемнело, если хотите пробудить в себе чувство оптимизма, выключайте «ящик» и махните на субботу-воскресенье на Урал, где все по-настоящему.