Сегодня на Москве-реке открывается навигация. На привычные маршруты выйдут прогулочные теплоходы. «Труд» попросил дошкольников рассказать, что они думают о капитанах таких судов.
Кто идет в капитаны речных трамваев?
Василиса, 6 лет:
— Это будущие капитаны морских кораблей. Они на реке учатся управлять, рулить, причаливать, пассажиров возить. Если научатся, то их потом в море пускают.
Паша, 6 лет:
— Те, кого в океане укачивает. Их туда не берут, вот они и идут на речные теплоходы. И еще у таких людей очень строгие мамы и жены. Они им запретили быть моряками дальнего плавания, разрешили только возле дома плавать.
Опасная ли работа у капитана речного трамвая?
Василиса:
— Нет, они же только учатся, поэтому им специально дают безопасные маршруты. Зачем учеников риску подвергать, потом отвечать придется.
Паша:
— Очень опасная. В реке много горожан купается, их можно задавить, и тогда придется в тюрьму сесть. А в воде очень сложно человека объехать, я на лодке пробовал, у меня самого не получилось. И еще в городе опасно корабли водить, потому что очень много пьяных пассажиров на борту, они дерутся, а их надо успокаивать.
Все капитаны речных судов мечтают об океане?
Василиса:
— Да, они все хотят поскорее выучиться и отправиться в большое плавание. Там можно и позагорать, и сокровища найти, и мир посмотреть. А в городе плавать скучно, все одинаковое. Вот водителям автобусов тоже скучно, наверное, у них такая же работа.
Паша:
— Нет, потому что им там некомфортно, они поэтому и работают на реке. А мечтать об океане глупо уже, если тебя в него не взяли плавать.
Может ли капитан речного трамвая стать пиратом?
Василиса:
— Да, только его поймают быстро, потому что река маленькая и короткая, в ней далеко не уплывешь. Пиратами надо на море становиться, но это, в общем, нехорошо.
Паша:
— Нет, у них корабли для абордажа не приспособлены, и медленные они очень, поэтому никого не догонят и не захватят. И потом в городе милиции много, она им запретит стать пиратами. И вообще, пиратов давно уже нигде нет, кроме Африки. В городах тем более.
Сколько платят капитанам?
Василиса:
— Немного, много платят только тем, кто плавает по морям. Там волны большие и пассажиров много. А за это платят хорошо, а на реке платят
Паша:
Средненько платят. В такси можно больше заработать.
Капитанов-женщин не бывает?
Василиса:
Почему? Бывают! И даже лучше, чем мужчины, потому что женщины внимательнее и аккуратнее.
Паша:
— Это плохая примета, когда женщина на корабле. Он от этого сразу утонуть может и еще болезни всякие начнутся у моряков. Поэтому женщин не берут. Это старая традиция, я про это в книжках читал.
Что капитан делает зимой, когда река замерзает?
Василиса:
— Отдыхает или в классах учится, потому что плавать ему негде. Хотя, может, у них бассейны большие, специальные такие есть. Не знаю.
Паша:
— Корабль ремонтирует. Им же платят немного, поэтому ремонт надо самим делать. У меня папа зимой вот машину сам ремонтирует, говорит, что отдавать в чужие руки дорого очень. Они тоже так делают всю зиму. И еще двигатели новые ставят, чтобы потом друг с другом гоняться наперегонки, когда лед растает.
Капитан больше всего любит свою фуражку?
Василиса:
— Нет, он маму свою больше любит, она у всех одна, а фуражку можно новую купить, они везде продаются.
Паша:
— Кто как, но фуражка для капитана — это талисман. Они ее от отца к сыну передают. Поэтому фуражки старые, рваные, но очень ценные. Если капитан ее забудет и на корабль без нее придет, то точно будут одни неприятности.
Как капитан наказывает матросов?
Василиса:
— Он на них кричит, потому что надо голос громкий иметь, там же ветер сильный, если тихо говорить, тебя никто не услышит. Поэтому и кричит, когда матросы ошибаются. Но вообще капитаны добрые.
Паша:
— Там очень много всяких наказаний. Они очень старые все. Раньше на мачтах вешали, теперь мачт нет, поэтому нигде не вешают, хотя иногда, наверное, очень хочется. Еще раньше били ремнями, но теперь так, наверное, нельзя уже делать.