В прошлом году, несмотря на кризис, производительность труда выросла на 5%, заявил Владимир Путин, выступая в Госдуме. Статистики за этот год нет, но, по оценкам экспертов, производительность продолжает расти.
На уровне Бразилии
Самая грубая оценка производительности труда делается так: ВВП делится на численность экономически активного населения. "Это очень общая оценка, - объясняет Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН. - Реальную производительность труда лучше мерить непосредственно на рабочем месте". Под реальной производительностью труда принято понимать количество денег, заработанных компанией, в пересчете на одного сотрудника.
Россия традиционно считается одной из самых неэффективно трудящихся стран. По данным исследовательской компании Euromonitor, производительность труда в России в 4-5 раз ниже, чем в США и Европе. По данному показателю Россия сопоставима с такими странами, как Бразилия.
Что будет с общей производительностью труда в 2009 году, никто из экономистов предсказать пока не берется. Формально она может как упасть, так и вырасти: с одной стороны, падает промышленное производство, с другой - уменьшается общее число занятых.
Работы больше
А вот реальная производительность труда уже начала расти, хотя статистика этого пока не отразила. Например, рост производительности наблюдается на некоторых производственных предприятиях, поскольку рабочие начали более ответственно относиться к работе. "До кризиса спрос на производственный персонал превышал предложение и работники трудились не с тем уровнем эффективности", - объясняет Оксана Костина, территориальный менеджер Kelly Services. Сейчас такие прогулы стали редкостью. Эффективнее из-за кризиса стали работать также сфера услуг и банковский сектор, считает Евгений Гонтмахер. "Штат сокращают, а количество операций на сотрудника остается таким же", - объясняет он. А продавцы бытовой техники уже сейчас поручают выполнение обязанностей мерчандайзеров кассирам.
Кроме того, работодатели стали экономить при найме персонала. До кризиса заявка на наем в кадровые агентства составлялась с запасом, людей набирали с расчетом на будущий рост, поскольку сотрудников было тяжело искать. Теперь компании нанимают ровно столько работников, сколько нужно, или даже чуть меньше.
Людей меньше
Из-за сокращений остающимся в штате сотрудникам приходится работать больше. Например, в небольшой компании, специализирующейся на event-менеджменте, уволили четырех человек из 11. Под сокращение попали редактор сайта компании, помощник бухгалтера, два ассистента. Наполнением сайта компании стал заниматься системный администратор, чья нагрузка упала за счет сокращения численности обслуживаемых компьютеров, а бухгалтер справляется со своей работой и без ассистента.
Правда, не всех работников устраивает такая ситуация. "Ко мне на собеседование часто приходят люди, которые из-за сокращений работают за двоих и даже за троих, - рассказывает Александр Антошкин, HR-директор мясокомбината "Останкино". - У них порой даже времени на семью нет". По его наблюдениям, производительность труда в первую очередь растет у офисных работников, ведь эффективность рабочих во многом зависит от оборудования: если оно устарело, то никакие трудовые подвиги не способны этого изменить.
Рост производительности может оказаться временным явлением. "Опасение за свое место - мотивация негативная, - объясняет Екатерина Каверина, консультант консалтинговой компании AXES Management. - Человек не сам повышает эффективность, он вынужден это делать". Это означает, что в момент, когда сотрудник снова почувствует, что он востребован, производительность его труда вернется на прежний уровень.