Очереди в аэропортах на регистрацию, накопители для пассажиров и томительное ожидание багажа в наше время выглядят дремучим анахронизмом. Ведущий российский авиаперевозчик «Аэрофлот» стремится использовать цифровые технологии, чтобы с их помощью оптимизировать процессы и сэкономить наши время и нервы.
Слово «цифровизация» в выступлениях на крупнейшем отраслевом форуме «Крылья будущего», проходившем в Москве, стало одним из самых употребляемых. Шла ли речь о перспективах авиации и туризма, моделях развития авиакомпании в современном мире или инновациях в сфере обслуживания воздушных судов, без него никак не обходилось. Новые технологии и возможности неизменно связывают с наступлением цифровой эпохи.
Борис Рыбак, гендиректор Infomost Consulting, отметил, что в гражданской авиации за последние десятилетия ничего революционного в техническом отношении не произошло: те же скорости, те же высоты. Зато нет предела совершенствованию организации перевозок. Тем более есть с чем сравнивать. Компании Google, Uber, Amazon, Netfix поставили качество своего сервиса на такую высоту, на фоне которой традиционный сервис аэропортов выглядит... мягко говоря, не очень.
Чего хотят провайдеры транспортных услуг? Получить максимальный доход. Чего хотят пассажиры? Сэкономить время, деньги и силы. Их требования чрезмерными не назовешь. «Давайте совершим революционный скачок в воздушном транспорте, который наконец-таки сделает его клиентоориентированным», — призвал Борис Рыбак.
«Никто не спорит: будущее за перспективными технологиями, — согласен глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. — Но как эти технологии трансформировать в себестоимость конечного продукта — воздушной перевозки? И как нам на этом пути не заблудиться в «виртуальной реальности», оторванной от действительности?»
В крупнейшей российской авиакомпании таких сомнений не разделяют. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев считает, что именно благодаря цифровизации в компании произошел кратный рост производительности труда. «Если в 2009 году мы перевозили 24 тысяч пассажиров в сутки и делали 126 рейсов, то сейчас делаем более 700 рейсов и перевозим около 120 тысяч пассажиров, — сообщил глава «Аэрофлота». — Без цифровизации, даже если рядовой какой-то сбой, мы, естественно, сразу попадаем в коллапс, потому что вручную уже такое количество не обработать. Мы заложники цифровизации в данном случае, поэтому мы ее развиваем».
Компания делает ставку на искусственный интеллект и планирует в дальнейшем двигаться в двух направлениях: прогнозирование ремонтных работ в зависимости от направления, куда летает самолет, и прогнозирование цен на билеты в том или ином регионе. Сегодня «Аэрофлот» занимает весьма достойное 4-е место в мире по уровню цифровизации.
Важнейший вопрос — качество подготовки самолета. По словам Савельева, ключевую роль играет система поддержания летной годности, технического обслуживания и ремонта воздушных судов. Это система AMOS собственной разработки, которая позволяет воздушным судам находиться в воздухе не менее 12 часов в сутки. «Мы полностью автоматизируем систему с точки зрения цифровизации, — отметил глава компании. — Система AMOS дает нам существенные преимущества и в заказе, и в обеспечении ремонта в кратчайшие сроки».
Про цифровой «взлет» рассказал также Кирилл Богданов, заместитель гендиректора по информационным технологиям. Это направление является стратегическим для авиакомпании в последние семь-восемь лет. Число сотрудников на 1 млн перевезенных пассажиров за это время снизилось почти вдвое — 678 сотрудников обслуживают миллион пассажиров именно за счет цифровизации. Видео- и телекоммуникации стали обыденностью. Будущее за мобильными приложениями, которые все время совершенствуются и умеют уже распознавать паспорта. Цифровые технологии внедрены в повседневную жизнь компании: в 38 аэропортах используют безбумажный посадочный талон на основе биометрических данных. Новая система дистрибуции билетов подразумевает «наглядность услуги» — агент имеет возможность показать составляющие полета: как выглядит самолет, салон, конкретное место, бортовое питание и т. д. В помощь управленцам действует интеллектуальная система управления производством: каждое утро на мониторы руководителей подразделений выводится до 500 позиций, информирующих о положении дел с каждым рейсом компании. По словам Богданова, эта система запатентована. В ближайшее время будет представлена новая, усовершенствованная версия сайта компании.
Однако в чрезвычайных ситуациях цифровизация тоже дает сбой: ледяной дождь предотвратить или даже спрогнозировать невозможно. Хотя авиакомпания уже действует и в этом направлении: при задержке рейса на мобильный телефон пассажира приходит автоматическое уведомление, а при длительной задержке присылается еще и электронный ваучер на размещение в гостинице и на бесплатное питание.
P.S. Главной целью цифровизации является прогнозирование человеческих желаний. Мир меняется настолько быстро, что даже просто для того, чтобы оставаться на месте, нужно двигаться очень быстро. Самые продвинутые компании приступили к этому движению уже сейчас.