Главная Наука и технологии 00:02 07 Сентября 2018 2873
А вас, Ми-8, я попрошу остаться

Правительство затеяло радикальное обновление вертолетного парка. К чему это может привести?

Анатолий Журин

В правительстве озаботились судьбой «Вертолетов России». С подачи головного концерна «Ростех» обсуждаются «нефинансовые меры» поддержки отрасли. Чтобы стимулировать спрос на новую технику, предлагается ограничить срок эксплуатации вертолетов 25-летним возрастом. Уже объявлено, что радикальное обновление вертолетного парка избавит страну от аварий, которые случаются с пугающей регулярностью. К чему это может привести?

Для начала тревожный факт: в России производство вертолетов сокращается. В прошлом году на отечественных заводах собрали чуть больше 70 машин гражданского назначения, которые пошли как на российский, так и на зарубежный рынки. Если приплюсовать к этому военные заказы, то всего построено 214 винтокрылых машин — на 25 меньше, чем годом ранее. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать.

В сентябре далекого 1948 года летчик-испытатель Матвей Байкалов поднял в воздух первый вертолет Ми-1, открывший новую страницу в истории советского вертолетостроения. Во времена, которые потом назвали застойными, отечественная авиационная промышленность выпускала по 850-900 вертолетов в год. В основном благодаря как раз тому заделу — производственному и конструкторскому — и существует сейчас наша гражданская вертолетная авиация.

Идея радикального обновления вертолетного парка шокировала перевозчиков. Мысль, что и говорить, революционная: создать обширную программу замены устаревших пассажирских вертолетов для снижения участившихся аварий и тем самым загрузить отечественных производителей. На первом этапе Минтрансу и Росавиации предложено прекратить использование на пассажирских маршрутах вертолеты старше 25 лет. Правда, не сказано, почему именно такой срок установлен, а главное, чем конкретно заменять старые машины? Ведь мы и сегодня производим гражданские вертолеты, придуманные еще в советских КБ. В лучшем случае их усовершенствуют, добавляя современную авионику.

Как тут не вспомнить недавнюю историю с пассажирским самолетом Як-42, который по указанию правительства сняли с эксплуатации. Стали на прикол сразу 10 машин. Заменили их, как нетрудно догадаться, на иностранные лайнеры. Ну и кто выиграл? Догадайтесь с одного раза.

Может, все сроки эксплуатации вышли? Да ничего подобного! Генеральный директор Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко однозначно заявил корреспонденту «Труда»: «Летательный аппарат не имеет срока давности, пока у него действует сертификат летной годности». С ним согласны все наши авиаэксперты. Вот мнение признанного авторитетного специалиста, начальника Научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов ГосНИИ ГА Николая ОСИПОВА:

— Ми-8Т составляют основу отечественного вертолетного парка и работают не только в России, но и за рубежом — в том числе по подрядам ООН. Ставить вопрос о снятии их с эксплуатации «по возрасту» — это как минимум некорректно и технически никак не оправданно. А последствия предугадать нетрудно: это нанесет громадный ущерб авиакомпаниям, у которых просто нет средств на серийную закупку новых воздушных судов. Что касается аварийности, то Ми-8Т вообще самый безопасный в мире вертолет. Есть такой показатель уровня безопасности — «налет на смертельное ранение», учитывающий выживаемость числа людей при авиапроисшествиях. Так вот, для этого вертолета он за 10 лет эксплуатации — с 2008 по 2017 год — составил 333 тысячи (!) часов. Для сравнения: на относительно новом вертолете Ми-8МТВ за тот же период показатель значительно ниже — 153 тысячи часов. Причина — более высокий уровень пожароопасности нового типа машины. Вот вам и вывод: новое не всегда надежнее старого.

Николай Дмитриевич приводит в пример рекомендации Международной ассоциации производителей нефти и газа, которые активно эксплуатируют винтокрылые машины. В документе Ассоциации о допуске к использованию в отрасли вертолетов нет ни одного упоминания возраста. Есть лишь пункт, исключающий эксплуатацию допотопных машин с поршневыми бензиновыми двигателями. Похоже, цифру 25 лет просто взяли с потолка.

В беседе с экспертом ГосНИИ ГА мы затронули еще одну болезненную тему. За четверть века в стране закрыты свыше тысячи региональных аэропортов, что лишило авиасообщения огромные территории. Разве нельзя постараться компенсировать эту потерю полетами на местных воздушных линиях вертолетов? Ведь этим воздушным работягам не нужны длинные взлетные полосы.

— Решить эту проблему можно, если использовать, например, достаточно экономичные милевские машины Ми-171А2 производства завода в Улан-Удэ, — считает Николай Дмитриевич. — Но вообще это вопрос не столько к ученым и конструкторам, сколько к правительству, к менеджерам авиаперевозчиков и организаторам воздушного движения...

Кстати, Ми-171А2 отличает широкий спектр выполняемых задач: он может выпускаться в транспортной, пассажирской, противопожарной, поисково-спасательной, медико-эвакуационной и VIP-конфигурациях. По мнению специалистов, у вертолета огромный потенциал как на российском рынке, так и за рубежом. За счет мощной силовой установки и применения в конструкции винтов композиционных материалов достигнуты более высокие показатели крейсерской и максимальной скорости, а также увеличилась дальность полета — до 800 км. Пассажировместимость — 24 человека.

Но пока в правительстве обсуждают «нефинансовые меры» для поддержки падающего производства «Вертолетов России» «Ростеха». Что же, остановить эксплуатацию возрастных машин — а это и есть основная предлагаемая мера — проще всего. Но мы ведь уже имеем опыт остановки эксплуатации целого ряда отечественных самолетов. А те, что пришли им на смену, например, суперджеты, не смогли обеспечить надлежащей и своевременной поддержкой летной эксплуатации. Из-за чего некоторые перевозчики, например, якутские, Минобороны и другие вынуждены были просто отказываться от этих машин. А другим компаниям начали активно выкручивать руки, навязывая машины способами, далекими от рыночных.

Не ждет ли нас то же самое и в ситуации с вертолетами?

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Президент провел в Санкт-Петербурге совещание по развитию Военно-морского флота 

Фото: http://kremlin.ru

Морской компонент стратегических ядерных сил России на сто процентов укомплектован современным оружием и техникой. Об этом в пятницу, 11 апреля сообщил на совещании по развитию Военно-морского флота (ВМФ) в Санкт-Петербурге глава государства Владимир...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Постановка на конвейер самолета Ил-114-300 достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса как образчик авиационного долгостроя

Анатолий Журин
Труд
Как же долог разбег этого самолета в небеса! Фото: UAC/globallookpress.com

Первый полет отечественного SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 состоится в ближайшие три месяца, заявил Михаил Мишустин, выступая на прошлой неделе в Госдуме. Премьер напомнил, что с 2026 года российские авиазаводы...

Оформление государственных услуг переходит в онлайн и на самообслуживание. И вот как это выглядит

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Люди оказались заложниками неуемного стремления властей побыстрее попасть в цифровое будущее. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Неприглядную картину пришлось наблюдать в минувшую субботу, 29 марта, в центре государственных слуг столичного района Раменки. В специальном зале, отведенном для «самостоятельного» получения необходимых услуг,...

Наука и технологии 00:01 / 28 Марта 2025 4231
Технопарк

В Китае создали робота-паука для добычи полезных ископаемых на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Робот-паук для работы на Луне. Фото из открытых источников

Некруглая, но важная дата: 31 марта 1966 года в СССР запустили первый в мире искусственный спутник Луны. Станция «Луна-10» вышла на орбиту спутника Земли и проработала без малого два месяца. Это был...

Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом и какие ритуалы соблюдают его последователи

Анатолий Журин
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Завтра, 12 апреля, мы отмечаем праздник, который подарил стране и миру Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества космический полет. В этот памятный день на телеканале «Культура» готовится...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

На «Интеграции-2025» свою продукцию представили больше 130 компаний

Ольга Щербакова
Труд
Фото с сайта integration.ru

Международная специализированная выставка инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации людей с инвалидностью «Интеграция», завершившаяся вчера в столичном «Тимирязев Центре», побила все...

Наука и технологии 00:28 / 11 Апреля 2025 3908
Технопарк

Дрон с шашечками, робоконь, высокотехнологичная батарейка

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Wang Jingqiang/Синьхуа, globallookpress.com

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый в России троллейбус, который придумал российский изобретатель Петр Фрезе. И хотя тесты прошли достаточно успешно, новинка в России прижилась далеко не сразу....

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Каким он был, тот день, когда весь мир узнал, что русские покорили космическое пространство?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Светило солнце. Развезло дороги. Бежали ручейки. В еще прохладном воздухе уже разлилась весна. Племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова в деталях описала тот самый день, когда 15 лет назад я приехала на родину первого...

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Танки Leopard 2A6 оказались чрезмерно дороги и сложны в обслуживании – как и их предшественники из семейства «бронекошек»

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Переданные Украине немецкие танки Leopard 2A6 («Леопард») повторяют судьбу танков Tiger («Тигр») времен Второй мировой войны. Об этом написал обозреватель американского издания The National Interest Кристиан Орр. «Чрезмерная...

Речь идет об исследовательской станции «Космос-482», которая отравилась в космос в 1972 году

Фото: NASA/JPL-Caltech via CNP, globallookpress.com

Запущенный Советским Союзом более 50 лет назад космический зонд для исследования Венеры, который не смог достичь этой планеты, в ближайшие дни вернется на Землю. Об этом сообщил японский телеканал NHK со ссылкой на расчеты специалистов Национального...

Речь идет об аутофагии — процессе клеточной переработки

Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

Созревание томатов регулируется тем же механизмом, который отвечает за продолжительность жизни и здоровье у людей и животных. Это выяснила международная группа исследователей, работа которых опубликована в журнале New Phytologist. Речь идет...