В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина сегодня открывается выставка «Сокровища Нукуса». Еще одно свидетельство того, что единое культурное пространство на одной шестой части суши — не выдумка идеалистов, а реальное наследство некогда цельной страны.
Урал Тансыкбаев «Дорога к горах». 1935
Музей в Нукусе — столице Республики Каракалпакстан, входящей в состав Узбекистана, — возник в 1966 году. Его создание — дело рук художника, археолога и этнографа Игоря Савицкого. Киевлянин по рождению, москвич по выучке в Суриковском институте, он влюбился в Среднюю Азию, когда попал туда в военную эвакуацию, и с 1950 года окончательно поселился в Каракалпакстане. Собирая образцы народного искусства, с изумлением обнаружил признаки и другой, совсем не поощряемой тогдашними властями культуры. Это были картины русских авангардистов, работавших в Средней Азии в 1920-1930-е годы, — Александра Волкова, Николая Карахана, Надежды Кашиной... Творчество большинства из них еще до войны было заклеймено как формалистическое, авторы прозябали, а то и сгинули в пору репрессий.
Например, картину Александра Волкова «Караван» (1926 год) Савицкий нашел свернутой в рулон у живущих весьма стесненно сыновей художника. Еще несколько лет такого хранения — и она погибла бы.
Спас Савицкий и работу Василия Кравченко «Бык», которую сам художник еще в 1920-х годах назвал предупреждением против наступления фашизма. Картина мощная, говорящая о постимпрессионистских, экспрессионистских истоках творчества живописца. От наследия этого самобытного мастера не осталось почти ничего — его арестовали в 1937 году, выпустили из лагерей только в 1953-м, после чего он уехал в Белоруссию, и там его след теряется...
Картина «Бык» Василия Лысенко. 1928-29
Нукусская коллекция представляет и творчество национальных авторов, возникшее на стыке русского авангарда и местных художественных традиций, — прежде всего Урала Тансыкбаева.
Всего же в собрании Государственного музея искусств Каракалпакстана, теперь носящего имя Савицкого, более 100 тысяч единиц хранения, в том числе работы всемирно признанных Роберта Фалька, Александра Куприна, Соломона Никритина, Любови Поповой... Это современный музейный комплекс, куда едут зрители со всего мира. Недавно на специально заказанном чартере прилетали французские знатоки...
Осенью, заботами министерств культуры Узбекистана и Каракалпакстана, откроется еще одно экспозиционное здание, появится возможность шире открыть сокровищницу нукусских запасников. Но музейщики не отказались бы и от помощи из России — хранилищу не хватает реставраторов, несравнимо активнее могла бы быть научная, издательская деятельность... Да что там говорить — нынешняя выставка готовилась обеими сторонами аж с 2012 года, но если бы не визит президента Узбекистана Шавката Мирзиеева к его российскому коллеге Владимиру Путину, еще оттянулась бы невесть на сколько. Да и «окошко» для нее в графике ГМИИ отвели всего в месяц, по 10 мая, тогда как подобные экспозиции в серьезных музеях длятся не меньше 2-3 месяцев. Отчего так обидно мало?
Урал Тансыкбаев «Портрет узбека». 1934
Пока же — совет зрителям поспешить. Нечасто в Россию возвращается, хотя бы на время, такая заметная часть ее художественного наследия и связанных с ним национальных культур.