Главная Окно в Китай 00:01 06 Октября 2023 5342
Развернувшись на Восток, смотрим на Запад

Развитие отношений с Китаем показало нашу отсталость, но признаваться в этом мы не торопимся

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Нашим руководителям пора расстаться с иллюзиями: за просто так Китай нам помогать не будет. Фото: Zhang Ailin/Синьхуа, globallookpress.com

В России скопилось 150 тысяч китайских контейнеров. В них из Китая в нашу страну поставляются различные товары, а обратно контейнеры не идут: нам просто нечего предложить соседям, что бы их заинтересовало. По словам бизнесменов, положение критическое, на отправку пустых контейнеров нужны деньги (от 2,5 тысячи долларов за штуку), а их нет. Дешевле платить за хранение. Голь на выдумки хитра, родился даже новый бизнес — строительство домов из контейнеров, в них устраивают мобильные точки продаж, парикмахерские, мастерские.

Как прогнозируют эксперты, эта ситуация будет усугубляться, поскольку товарооборот между нашими странами растет на треть ежегодно и в нынешнем году превысит 200 млрд долларов. При этом импорт из Китая в Россию вырос на 73%, в то время как российский экспорт увеличился лишь на 15%. Поставки из КНР растут по понятным причинам: нам больше неоткуда взять ту продукцию, которую мы не производим. А не производим мы много чего — от товаров ширпотреба до сложной электроники.

То, что сами поставляем в Китай, в основном течет по трубам и доставляется в обычных товарных вагонах. Уголь, например, в контейнерах не возят. До 75% в нашем экспорте к соседям составляет сырье, по большей части нефть и газ. На втором месте — лес и продукты его переработки. Далее следуют продукция сельского хозяйства и продовольствие, металлы, руды и прочее сырье. Промышленные товары, для которых требуются контейнеры, составляют 0,5% всего российского экспорта в Китай.

Вот как описал ситуацию президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин: «В стране практически нет производства гидравлики, а подшипников и электрики производится 20-25% от необходимого объема. Все остальное поставляется из Китая (в случае гидравлики это 91%)». Экономическая причина, по которой эти важнейшие промышленные компоненты в огромных количествах завозят из КНР, следующая: в Китае средняя налоговая нагрузка на бизнес — 20%, а в России — 47,7%. Или взять, к примеру, ставки НДС: в Китае — 13%, в России — 20%. А еще кредиты: в Китае их выдают под 0,05%, в России — минимум под 13%. Поэтому дешевле закупать важные системы у соседей, чем производить их самостоятельно.

Ситуация с контейнерами продемонстрировала, что Россия действительно развернулась на Восток. А еще говорит о том, как далеко мы отстали от Китая. Призывы к поставкам в КНР промышленной продукции так называемой высокой степени переработки разбиваются о самодостаточность высокоразвитой китайской экономики. Практически уже нет товара, который бы не производили наши соседи, причем, как правило, по более низким, чем среднемировые, ценам. Дело в высокой степени автоматизации процессов и уровня управления.

Российские автомобилисты массово пересаживаются на китайские авто, в том числе электромобили. Слышны опасения, что китайцы могут занять до 80% рынка легкового и коммерческого транспорта. Мы можем тешить себя тем, что в такой же ситуации находятся ведущие страны Европы, стоящие перед угрозой проиграть конкуренцию китайцам на своих рынках. А посему ЕС, видимо, прибегнет к возведению таможенных барьеров, чтобы спасти «Фольксваген», «Мерседес» и прочие БМВ. А пока пошлины не введены, европейцы затеяли расследование в попытке доказать, что низкие цены на китайские машины — результат нечестной игры с дотациями государства.

Но в Брюсселе наперед знают, что секрет китайского чуда в том, что китайские автозаводы гораздо лучше автоматизированы и способны обновлять модельный ряд быстрее, чем европейские мэтры. И потому европейцы все чаще выбирают китайское. Поэтому-то Китай в нынешнем году вышел на первое место в мире по экспорту машин (свыше 4 млн штук). А к 2028-му планирует продавать за рубеж уже 8 млн. А теперь прикиньте все это на нас, на Россию...

И так во многих отраслях производства. Другое расследование ведется в США. Там пытаются докопаться, как Китай научился производить микрочипы 7 нанометров, несмотря на всевозможные санкции. Чип такого размера Kirin 9000s был не так давно обнаружен в новом смартфоне Huawei, хотя, как думалось американцам, он там никак не мог оказаться. Но у тех есть свои Apple с Microsoft и SpaseX с Tesla. А у нас что? В возрожденном «Москвиче» нашего — разве что шильдик и пара брызговиков. Максимально, на что мы способны в микроэлектронике, — это чип размером 27 нанометров, прошлый век этой отрасли.

Какую сферу ни возьми, китайцы на голову опережают не только нас, но и цивилизованный Запад. Они уже производят больше электромобилей, чем весь остальной мир. Для таких автомобилей в КНР обустроена инфраструктура, сотни тысяч заправок по всей стране. Так же обстоят дела и в производстве возобновляемой энергии (солнце, ветер, гидроэнергетика). И это при том, что Запад давно провозгласил так называемый зеленый переход. Мы же к этому, можно сказать, еще не приступали.

В Китае построено около 2 млн станций связи формата 5G, такой связью обеспечены 600 млн китайцев. Все оборудование и технологии китайские, не надо ни у кого ничего выпрашивать. Интернетом пользуются даже крестьяне захолустных деревень, которые посредством Сети рекламируют и продают свою продукцию.

Китайцы превзошли нас даже в тех сферах, где мы имели неоспоримое преимущество, например, в космонавтике. Неудачная попытка вскочить в уходящий поезд космической гонки запуском устаревшей «Луны-25» разбила вдребезги мечты. На фоне работы китайского лунохода, запуска аппаратов на Марс, подготовки к пилотируемой экспедиции на Луну и строительства собственной орбитальной станции наши потуги выглядят бледно.

До последнего времени китайцы покупали нашу оборонную технику. Но сейчас они научились производить практически все виды и типы вооружений. Даже авианосцы строят по собственным технологиям на своих верфях и оснащают своим оборудованием. Наш истребитель пятого поколения только-только встает на крыло, а у китайцев он уже давно в строю. Опять же одновременно с нашим МС-21 китайцы начинали разработку своего среднемагистрального пассажирского лайнера. Сроки выхода в серию нашего самолета все время отодвигаются (то того нет, то сего), а китайский С-919 уже передается китайским же авиакомпаниям. И это в стране, где 20 лет назад вообще не было своего самолетостроения.

И так в любой отрасли. Если ставится задача «догнать и перегнать», ее выполняют в фантастически короткие сроки. Взять хотя бы суперкомпьютеры, продажу которых США запретили десятилетия назад. Ныне Китай — безусловный лидер, он располагает самым обширным парком этих машин, китайские суперкомпьютеры — самые мощные в мире.

Накануне 74-й годовщины образования КНР, которая праздновалась 1 октября, в эксплуатацию была введена высокоскоростная железная дорога, связавшая материковую провинцию Фуцзянь и город Сямэнь. Для Китая, где построено ВСМ больше, чем в остальном мире (около 40 тысяч км), вроде ничего особенного. Но магистраль интересна по двум причинам: 20 км ее проходит над Тайваньским проливом (железнодорожная часть Крымского моста — 18,5 км). И это знак тайваньцам: вот, мол, какие перспективы откроются в случае воссоединения с материком.

Накануне запуска новой дороги ЦК КПК и Госсовет КНР опубликовали план по углублению интеграции с Тайванем через самую близкую к нему провинцию Фуцзянь. В директиве, состоящей из 21 пункта, говорится о превращении китайской провинции в «демонстрационную зону» для граждан и компаний, которые решат переехать с острова на материк. А гонконгская газета со ссылкой на заявление замглавы Государственного комитета по развитию и реформам КНР Цун Ляна сообщила, что КНР обладает всеми возможностями для строительства ВСМ через Тайваньский пролив. А это минимум 250 км водной поверхности. «Мы должны работать вместе, чтобы реализовать мечту людей с обеих сторон о пересечении Тайваньского пролива на скоростном поезде в ближайшее время», — цитирует SCMP слова Цун Ляна. Дело только за согласием со стороны Тайваня.

Потому что Китай еще в 2000-е годы построил самый протяженный в мире железнодорожный виадук — 150 км. И по нему летают поезда со скоростью 300 км в час. А мы все считаем: выгодно — не выгодно, окупится — не окупится... И так и не построили ни одного километра настоящей ВСМ. В Китае же реализуется стратегия развития транспортной инфраструктуры по принципу «1-2-3». Это означает, что время в пути между соседними городами или районами не должно превышать часа, между соседними регионами — не более двух часов, а в любую точку страны можно будет добраться за три часа. Для этого продолжится развитие ВСМ, строятся сотни региональных аэропортов, сеть скоростных шоссейных дорог. Как тебе такое, министр транспорта РФ?

Но главное достижение Китая в том, что его руководство успешно 40 лет реформирует страну в интересах всего общества. Страна из отсталой превратилась в мирового лидера, и при этом сохраняется стабильность в обществе, несмотря ни на какие происки недоброжелателей. Средняя зарплата в КНР давно обогнала российский показатель, а плодами реформ пользуется все общество. К этому прибавьте высокие социальные гарантии, современнейшее образование и медицину.

В этой связи понятно раздражение мэра Москвы Сергея Собянина, заявившего недавно, что на восточных рынках нас никто не привечает, там более жесткие правила, чем на Западе. Наши руководители пребывают в плену иллюзии, что восточные страны, в первую очередь Китай, должны нам по дружбе помогать и делиться последним куском. А еще у нас живо представление об Азии и о Китае как о мировой провинции, где аборигены обязаны за бусы отдать свои сокровища.

Да, Китай прагматичен. Он не будет ничего дарить, списывать за хорошие глаза долги, как это делаем мы. Китайцы предложат вам варианты, как работать вместе и зарабатывать. Но не в ущерб своим интересам.

Российская элита все эти 30 лет свысока смотрела на Китай, опыт наших соседей на дух не воспринимался. Копировать можно было только западные модели. А за это время Поднебесная сделала такой рывок, что, похоже, нам ее уже не догнать. Развернувшись на Восток, мы продолжаем смотреть на Запад. А поскольку признаваться в этом и начать работу над ошибками никто не собирается, скапливаются на наших станциях пустые китайские контейнеры. Наполнить их и отправить обратно нам нечем.

Мама автора этой статьи обсуждает праздничное меню не со своей сестрой, а с Сиси - моделью искусственного интеллекта

Хоу Юэ, корреспондент агентства Синьхуа Пекин - специально для «Труда»
Труд
Фото: H.T. Manfred Zimmermann/imagebroker.com, globallookpress.com

— Какие специи добавить в начинку из свинины с зеленью, чтобы было повкуснее? — Вы пельмени готовите? Идеальное блюдо для Праздника Весны! — отвечает женский голос из смартфона. Это...

В документе перечислены 12 мер по приоритетным направлениям

Фото: Синьхуа

Власти Китая выпустили руководящие принципы по продвижению высококачественного развития сектора производства оборудования для охраны окружающей среды. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». Документ был опубликован...

Это единственный в мире модульный электромобиль, в багажнике которого можно разместить электролет 

Фото: Синьхуа

Китайский летающий автомобиль с говорящим названием «Сухопутный авианосец» (Land Aircraft Carrier) совершил испытательный полет в городе Чандэ провинции Хунань. Об этом в четверг, 27 марта сообщает информагентство «Синьхуа». Машина...

Его тестовая скорость составляет 450 километров в час, а эксплуатационная - 400 км/ч

Фото: Синьхуа

В столице Китая Пекине проходят испытания прототипа самого быстрого в мире высокоскоростного поезда CR450. Его тестовая скорость составляет 450 километров в час, а эксплуатационная - 400 км/ч. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа»...

Введение дополнительных пошлин на импорт бумерангом ударит по самой Америке

Чжан Ханьхуэй, Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Российской Федерации
Труд
Фото: Kurt Amthor/imagebroker.com, globallookpress.com

2 апреля 2025 г. президент США Д. Трамп, вопреки широкому противодействию международного сообщества, открыто объявил о введении так называемых «зеркальных тарифов» в отношении своих торговых партнеров. В частности, тариф на китайский...

Аккумуляторные батареи Megapack будут поставляться как на китайский, так и на Азиатско-Тихоокеанский рынок 

Гигафабрика Tesla в Шанхае. Фото: Синьхуа

Гигафабрика американского автопроизводителя Tesla, принадлежащего миллиардеру Илону Маску, в китайском Шанхае официально запустила экспорт первой партии аккумуляторных батарей Megapack. Произошло это чуть больше чем через месяц после запуска...

Общая сумма непогашенных кредитов по стране составляет 261,78 триллиона юаней 

Фото: Синьхуа

За первые два месяца текущего года в Китае объем новых кредитов, выданных в национальной валюте – жэньминьби (юань), составил 6,14 триллиона юаней, то есть около 855,89 миллиарда долларов. Об этом сообщает информагентство «Синьхуа»...

Кроме того, Сунь Юйнин обвиняется в коррупции и серьезных нарушениях партийной дисциплины

Фото: Xu Jingbo/Zumapress.com, globallookpress.com

Бывший заместитель главы Главного таможенного управления КНР Сунь Юйнин был исключен из Коммунистической партии Китая (КПК) и уволен с государственной службы. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», он обвиняется в серьезных...

«В тарифных войнах не будет победителей, идти против всего мира – означает изолировать себя», — подчеркнул Си Цзиньпин 

Фото: © Rao Aimin, globallookpress.com

Пекин и Брюссель должны защищать собственные экономические интересы и международные правила, а также противостоять одностороннему запугиванию со стороны Соединенных Штатов. Об этом в пятницу, 11 апреля заявил на встрече с премьер-министром Испании...

Он успешно вышел на заданную орбиту

Фото: Синьхуа

Китай отправил в космос испытательный спутник новой технологии связи. Об этом сообщает информационное агентство «Синьхуа». Аппарат оправился на орбиту в пятницу, 11 апреля, в 00.47 по пекинскому времени (19.47 четверга по московскому)....

Эксперты отрасли подсчитали доходы от соответствующей литературы, фильмов и телесериалов, видеоигр, производных продуктов и тематического туризма 

Фото: Синьхуа

Общий операционный доход китайской индустрии научной фантастики по итогам прошлого года достиг 108,96 миллиардов юаней, то есть примерно 15 миллиардов долларов. Об этом говорится в докладе, опубликованном Китайским исследовательским центром...

Китайская сторона выделила для международных партнеров до 20 килограммов полезной нагрузки на двух аппаратах

Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Китай открыл для иностранных партнеров миссию по возвращению образцов с Марса. Об этом сообщило издание SpaceNews. Китайское национальное космическое управление опубликовало заявление, в котором сказано, что международные партнеры могут принять...

Она должна объединить научно-исследовательские ресурсы стран-участниц инициативы «Пояс и путь» 

Туристическая зона на территории города Дуньхуан провинции Ганьсу, КНР. Фото: Синьхуа

Церемония открытия совместной китайско-киргизской лаборатории по охране культурного наследия состоялась в городе Дуньхуан провинции Ганьсу, на северо-западе КНР. Об этом в четверг, 27 марта со ссылкой на Академию Дуньхуан сообщает информагентство...

Зародившись в 80-е годы прошлого века как мероприятие китайско-японской дружбы, фестиваль довольно быстро получил международное признание 

Фото: Синьхуа

В городе Уси восточнокитайской провинции Цзянсу стартовал международный фестиваль цветения сакуры. Ежегодно это мероприятие привлекает тысячи туристов со всего мира. В этом году на церемонии открытия присутствовали правительственные чиновники,...

Посевная площадь лекарственных трав в масшабах страны достигла 50 миллионов му, то есть 3,33 миллиона гектаров 

Фото: Синьхуа

Производство лекарственного сырья для традиционной китайской медицины (ТКМ) в последние годы стабильно растет. Об этом журналистам информагентства «Синьхуа» сообщила чиновница Министерства сельского хозяйства и сельских дел КНР Лю...

Участие в программе принимают свыше 50 тысяч розничных точек, большинство из которых принадлежат индивидуальным предпринимателям, малым и микропредприятиям 

Фото: Синьхуа

В рамках программы трейд-ин для потребительских товаров жители Китая приобрели с начала года 2,04 миллиона новых электровелосипедов взамен старых, что способствовало продажам на общую сумму 5,61 млрд юаней (около 783 миллиона долларов). Об этом...