Критерии субъективные, и на итоговый результат скорее повлияют оставленные клиентом чаевые, чем его любезность и готовность безропотно слушать шансон. Пассажиры недоумевают, зачем вообще нужен этот рейтинг и не превратится ли он в инструмент сведения счетов.
Нововведение объясняют так: к пассажирам с высоким рейтингом водители будут приезжать быстрее и охотнее, чем к тем, кто зарекомендовал себя не с лучшей стороны. И в итоге должна-де, ко всеобщему удовольствию, возникнуть гармония, меняющая мир к лучшему: водители ради хороших баллов и более выгодных заказов станут еще внимательнее и вежливее по отношению к клиентам, а пассажиры, в свою очередь, тоже начнут здороваться при посадке, не будут хлопать дверью и тушить окурки о сиденье.
Сам алгоритм исчисления рейтинга подталкивает людей к тому, чтобы стать лучше. При расчете учитываются последние 40 поездок, и каждая следующая имеет большее значение, чем предыдущая. Если человек нагрубил водителю и получил от него заслуженный «неуд», то уже за следующие пять-шесть «хороших» поездок он может практически полностью восстановить карму. А через 20-25 поездок влияние той двойки или единицы в расчете рейтинга будет и вовсе минимальным...
На бумаге все выглядит красиво. Вот только все мы, таксисты и пассажиры, живем в реальном мире, который очень часто несправедлив. А раз так, весьма самонадеянно предполагать, что оценки, вводимые в приложение, будут объективны. Вежливость, чистота в салоне, опрятность водителя — все это важно, но лично меня, постоянного клиента службы такси, в первую очередь волнует цена поездки, которая зачастую формируется из совершенно непонятных мне материй. Плюс мастерство человека за рулем. Уверен, что и таксисты при выставлении звезд клиентам будут в первую очередь оценивать их щедрость и общую прибыльность поездки. Хлебный заказ с чаевыми — пять баллов. Близкое расстояние и просьбы выключить радио — «трояк».
Рейтинг пассажиров не имеет ровным счетом никакого смысла еще и потому, что снабжает водителей такси лишь статистической информацией об истории поездок человека. Но эти знания никак не застрахуют от перспективы везти «пятизвездочного» клиента, впервые за пару лет оказавшегося в состоянии тяжелого алкогольного опьянения, что с большой долей вероятности обернется для водителя такси необходимостью потратить после завершения заказа долю дневной выручки на химчистку салона.
Да и вообще вся эта затея с взаимными рейтингами сильно напоминает попытки хвоста вилять собакой. В реальном мире все предприятия торговли и сферы услуг действуют по принципу «клиент всегда прав». Любой отход от этой аксиомы оборачивается финансовыми и прочими проблемами. Закон «О защите прав потребителей» стоит на стороне тех, кто оплачивает товары или услуги, а не наоборот.
В противном случае ситуация может дойти до абсурда. Сначала «троечников» будут нехотя возить в такси, потом откажутся обслуживать в салоне красоты, затем по причине низкого рейтинга не продадут колбасу в супермаркете, а в довершение всего отчислят из вуза или откажутся делать срочную операцию. Зачем тратить силы и время на человека, у которого «не все звездочки на месте»?