УГЛЕМ БОЛЬШЕ НЕ ТОПЯТ
- С таким маникюром тебе только проводницей работать, - улыбается начальник поезда Александр Дымнич. За его плечами миллионы километров железных дорог и двадцать лет в роли начальника "Красной стрелы". - Ты хоть поспала перед сменой? А то всю ночь и весь день на ногах - устанешь с непривычки.
Первым делом примеряю выданную мне форму - жакет и юбку бордового цвета с золотистой отделкой. Современно, однако, мыслят модельеры: разрез на юбке чуть ли не до пупка.
- Я на своей разрез зашила и тебе советую, - говорит моя напарница и наставница Лариса Лазарева. Она проводница со стажем - полжизни на колесах. - А то ведь пассажиры разные попадаются, после вагона-ресторана их может и на подвиги потянуть...
Вооружаюсь иголкой и с помощью всеумеющей Ларисы превращаю юбку из инструмента соблазнения во вполне сносную одежду. Ну вот, форма хоть и не по размеру, зато сразу настраивает на серьезный лад. С неизменными для "Красной стрелы" белыми перчатками смотрится очень торжественно.
Работать мне предстоит не где-нибудь, а в элитном СВ. Известные политики и звезды эстрады здесь частые гости. Перед началом смены новенький вагончик сияет чистотой. В каждом купе телевизор, шикарные гардины и зеркало во всю дверь. Очень удобно: нажал на рычажок, и диван превращается в широкую и уже застеленную кровать.
В таких вагонах уже давно не топят углем - все автоматизировано, рабочее место проводника оснащено пультом управления с сенсорным экраном. Пассажир может сам выбрать температуру в своем купе. В коридорах и нерабочих тамбурах установлены видеокамеры.
Есть в "Красной стреле" и VIP-вагон: широкие диваны, видеодвойка, кресла, душ и туалет в каждом купе. Путешествие из Петербурга в Москву в таких условиях обойдется примерно в 18 тысяч рублей. Сумма немаленькая, однако почти всегда места в таком вагоне бывают заняты.
А НОЧЬЮ РОДИЛСЯ... "ЗАЯЦ"
"Представь, что ты хозяйка, а пассажиры твои гости, - инструктирует начальник поезда. - Никаких конфликтов, вежливость прежде всего. Но и дистанцию с пассажиром надо держать".
Вместе с Ларисой встречаем у вагона пассажиров. Нужно непременно первой поздороваться и улыбнуться. Сорок минут по стойке смирно с непривычки дались весьма нелегко. По инструкции можно лишь немного расслабить правую ногу.
Как только поезд тронется, проводник должен разнести чай-кофе, спросить, во сколько разбудить пассажира, а потом заполнить документы - все ли места заняты. Пока мы с Ларисой возимся с бумагами, вагон засыпает. Электронное табло показывает час ночи.
- Это самый спокойный поезд, - утверждает дежурный милиционер Довлет Шакуров. - Если какой-то конфликт и возникает, то одного появления милиционера бывает достаточно, чтобы все угомонились.
Впрочем, ночи бывают спокойными далеко не всегда. Как-то проводникам даже пришлось принимать у пассажирки роды.
- Садится в Москве женщина с большим животом, муж ее провожает, - рассказывает Александр Дымнич. - Мы спрашиваем - вы к нам рожать? Нет, говорит, мне еще две недели ходить. А в четыре утра, когда мы проехали Бологое, у нее вдруг начались схватки. Слава Богу, одна из наших проводниц, Валентина Спиридонова, в прошлом была акушеркой. Приготовили чистые простыни, в вагоне-ресторане и водка нашлась для дезинфекции. Все прошло отлично - за ночь в нашем поезде стало на одного пассажира больше! К тому же безбилетного...
АВТОГРАФ ПОД ЗАПРЕТОМ
Многие проводники "Красной стрелы" знакомы с сильными мира сего - они ведь тоже бывают пассажирами. Но только знакомы - приставать к VIP-персонам с разговорами, просить автограф нельзя.
- Нам не раз доводилось возить и Путина, когда он еще работал в Петербурге, и Медведева, - делится секретами Александр Дымнич. - Всегда подтянутые, очень вежливые, в быту неприхотливые... Проста в общении и Валентина Матвиенко. Она в нашем поезде ездит часто и всегда много работает, иногда до самого утра. Постоянные гости - Эдита Пьеха, Олег Басилашвили, Лариса Долина, Александр Абдулов, Кристина Орбакайте...
От Питера до Москвы, как известно, лишь восемь часов без сна. Спать проводнице никак нельзя, да и негде - в новых вагонах купе для отдыха проводников не предусмотрено. Осваиваю пульт управления вагоном, общаюсь с "коллегами". В поезд они пришли разными путями - кто-то мечтал об этом с детства, а кто-то, получив два университетских диплома, разочаровался в конторской работе. Смена проводника - 6 суток, 3 рейса. Потом 6 суток дома. Полжизни в поезде. Здесь не только работают, но и встречают Новый год, влюбляются, женятся...
- Этот Новый год вся наша бригада встречала в поезде, - вспоминает проводница Инна Воецкая. - У меня был полный вагон народу - много детей, все веселые, шумные. Поезд отправляется в 23.55, а через пять минут пассажиры уже открывали шампанское. Нам, конечно, нельзя - мы же на работе...
Романтических историй в поездах немало. Одна из проводниц, например, вышла замуж за своего пассажира-англичанина. Она помогла ему справиться с сердечным приступом, а потом и от одиночества спасла...
ЧЕМ ПАССАЖИР ПОСЛАЛ
В 7.55 мы в Питере. Вагон опустел, и мы с напарницей усаживаемся пить чай.
- А это нам от благодарных пассажиров, - улыбается Лариса, занося два оставленных пассажирами ланча. - Некоторые не завтракают поездными продуктовыми наборами и с собой не забирают. Так что перекусим, чем пассажир послал.
Пассажир в то утро послал нам баночку красной икры, пару йогуртов, дорожные булочки и шоколад. Пока мы дегустируем железнодорожный сухпаек, наш поезд отправляется на мойку. Гигантские щетки со всех сторон моют состав - зрелище впечатляющее. Затем едем в депо. Здесь нам предстоит весь день готовить вагоны к приему следующих пассажиров.
- Ну что, за уборку? - напарница достает пылесос, ведро и швабру. - Собирай постели, считай белье, а потом получим и постелим свежее. Считай, что тебе повезло - в купейном пассажиров в два раза больше, а значит, и уборки. Раньше начальник на купейные вагоны только мужиков брал проводниками - верхние полки женщине застилать тяжеловато... Сейчас мужчин у нас стало меньше - на зарплату 9 - 10 тысяч они идти не хотят...
Оказалось, что "застил" постелей в элитном поезде - дело непростое. "На простыне не должно быть ни одной морщинки", - учит меня Лариса. На каждую постель у меня уходит пятнадцать минут, у опытной напарницы - пять.
ОТ ПИСТОЛЕТА ДО ЧЕМОДАНА С ДЕНЬГАМИ
В одном из купе нахожу забытую какой-то дамой косметичку.
- А, да это обычное дело, - говорит Лариса. - У меня тут чего только не забывали. Как-то раз поднимаю подушку, а там пистолет! Чуть в обморок не упала. Побежала к начальнику, сдали оружие в милицию, потом и хозяин нашелся...
Находок в поездах бывает много - от банальной расчески до чемодана с деньгами. У каждого проводника есть по этому поводу своя история. Например, наш коллега из соседнего вагона Александр Шашунов нашел как-то на столике два забытых обручальных кольца. А спустя несколько дней, когда рассеянные супруги возвращались в Питер тем же поездом, узнал их и вернул найденное. "Они чуть не плакали, когда снова надели свои кольца, - вспоминает проводник. - Оказалось, что они не золотые, а сделаны из снарядов. Они и познакомились, и повенчались в Чечне, во время войны".
Мы протираем зеркала и окна, моем "чердачки", пылесосим, убираем в туалетах, стираем пыль с картин и телевизоров... Все это проводник, оказывается, должен делать каждый день! После такого "фитнеса" к шести вечера я буквально валюсь с ног от усталости, но это еще не все. Начальник поезда приходит принимать вагон.
Теперь нам положена пара часов отдыха. А в 23.55 мы снова встречаем пассажиров, проверяем билеты и разносим чай. А еще раздаем пассажирам анкеты: что нравится, а что нет в "Красной стреле". В три часа ночи я уже едва стою на ногах, веки слипаются, а ведь спать во время движения поезда нельзя.
- Устала? - начальник поезда пришел посмотреть, как дела у нас в вагоне. - Ну хватит для первого раза. Тебе просто фантастически повезло - в соседнем вагоне есть свободное купе. Можешь прилечь.
Мне снится, что неблагодарные пассажиры мусорят в нашем чистеньком вагоне, мнут наши ровно застеленные постели, а я ворчу, как уборщица в фильме "Доживем до понедельника": "Ходют тут всякие... Сидели бы дома, тогда и вагон стоял бы чистый..."
Справка "Труда"
Путешествие из Петербурга в Москву и обратно стало комфортным еще в царской России: между двумя столицами регулярно курсировал поезд, который почему-то носил зловещее имя "Анна Каренина". После революции роскошь вышла из моды, и всякие "излишества" вроде бронзовых канделябров исчезли из поезда. Однако уже через десятилетие, когда сформировалась новая партийная элита, возникла потребность в фирменном поезде, который курсировал бы между двумя столицами. Так появилась "Красная стрела". В ней постоянно ездили первые лица Советского государства, в том числе и Сталин, поэтому здесь все было на уровне - черный мореный дуб, бронза, зеркала. В поезде можно было даже разговаривать по телефону, в том числе междугородному - правда, только на стоянках. Проводниками работали исключительно мужчины, многие из которых осваивали ремесло еще в царской "Анне Карениной".
В красный цвет вагоны покрасили лишь в 1949 году. За разрешением тогдашний начальник поезда Александр Иванов ходил на прием к самому Сталину. Иосиф Виссарионович разрешил. Когда Иванов вернулся из Кремля в депо, поезд уже вовсю красили.