ОН ВСЕХ ЗАКОЛДУЕТ
Впрочем, "разоблачители" у Дэвида были всегда. Предпринимались попытки написать газетные статьи и целые книги о том, что ничего, кроме ловкости рук, там и в помине нет. Однако по каким-то таинственным причинам ни одно из разоблачений так и не было растиражировано. Слухи о сверхъестественных способностях смуглого колдуна родом из Одессы разрослись с новой силой. Уж не наложил ли Дэвид заклятье на все эти сочинения? Тем более, мол, авторов скандальных заметок якобы постигали всяческие несчастья: кто заболел тяжелой болезнью, кто умер при невыясненных обстоятельствах. А американский журналист Роберт Тейлор, готовивший в журнале "Нейчур" серию публикаций, "выводящих фокусника на чистую воду", вообще, дескать, пропал без вести... В итоге попытки поймать чародея за руку прекратились на долгие годы.
И вот автор и создатель сайта Тимур Абдулов объявляет на весь свет, что он - первый, кому удалось наконец сорвать с "чародея" маску и продемонстрировать, что стоит за дутыми чудесами Копперфильда.
РАЗРЕЗАННАЯ ДЕВУШКА
Например, вот как раскрывается тайна знаменитого фокуса с разрезанием девушки на множество частей. "На сцене стоит вертикальная коробка, на ее лицевой стороне нарисован силуэт стоящей внутри девушки. В коробке - два отверстия для рук и ноги. Дэвид танцует некоторое время с девушкой, после чего она заходит внутрь коробки, принимая такое же положение, как на рисунке, а в отверстиях появляются ее руки и стопа. Затем Дэвид переворачивает коробку в горизонтальное положение и "разрезает" ее на девять частей специальными пластинами. При этом руки и нога все еще видны... Затем он раздвигает части коробки в разные стороны, а части тела при этом не только видны, но и шевелятся!"
Оказывается, обман в этом холодящем доверчивую душу трюке начинается с того момента, когда девушка заходит внутрь коробки. Дело в том, что лишь одна из выглядывающих рук - настоящая, а вторая рука и нога, так сказать, муляжи. Когда фокусник переворачивает коробку, задача ассистентки - ловко и быстро улечься на узенькое второе дно коробки, при этом развернувшись так, чтобы настоящая рука продолжала торчать из отверстия. При известной гибкости такое вполне возможно. Потом Дэвид возвращает коробку в прежнее положение, сдвигает ее части, и девушка выходит наружу, улыбаясь, как ни в чем не бывало. "В этом фокусе аплодировать нужно именно ей, гибкой красавице, а вовсе не нашему "магу", - подытоживает Абдулов.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЛЕТАЮТ
Камня на камне не остается и от знаменитого фокуса с движущимся лифтом, когда внутри кабины исчезает, а затем как будто с неба появляется, как ангел или демон, наш великий иллюзионист собственной персоной. "Это элементарный фокус, - уверяет автор сайта. - Для того чтобы его повторить, нужен обычный диапроектор и один-единственный слайд". Трюк тот же, что и раньше: под лифтом расположено пусть узкое, но способное вместить человека второе дно. Дэвид не исчезает, а лишь временно туда прячется. Аппарат проецирует на двери лифта его силуэт, затем двери лифта открываются - а его там уже нет... Ах! - замирает зал. Проектор тем временем демонстрирует силуэт так, будто он летит по небу, а затем опускается в кабину. В этот момент Дэвид вылезает из-под пола, принимает позу, подобную проекции... И двери открываются. Чародей опять в лифте! Иллюзия волшебства почти что полная.
Автор сайта задумал таким образом раскрыть все до единого фокусы великого мага. "Нет ничего проще - ведь все они на одну колодку", - сообщает он.
СЛОН В "КУСТАХ"
- Основная часть "новых" фокусов и номеров Дэвида Копперфильда - это или хорошо забытые старые, или те, которые можно и сейчас увидеть в цирках многих стран мира, - сказал нам знаменитый манипулятор Амаяк Акопян. - В расшифровке трюков Копперфильда я не вижу для себя ничего принципиально нового. Все они действительно достаточно просты. Все слухи о заклятьях и порчах - сущая чушь. Просто "упаковка" у Дэвида ярче, да и рекламы побольше. Вот и весь фокус.
По словам нашего собеседника, у Копперфильда нет ни одного фокуса, который он не видел бы "насквозь". Вот один из них.
В центре сцены стоит автомобиль. Его накрывают огромным непрозрачным платком. Затем он, незаметно для глаз зрителя, опускается в специальную яму, а под платком оказывается хитрый складной каркас, имеющий форму прежнего автомобиля. И когда "авто" на тонких тросах и цепях начинает подниматься в воздух, маэстро эффектным движением сдергивает платок. Под ним - ничего, потому как машины там действительно давно нет, а каркаса из тончайших металлических прутьев на фоне черных кулис не видно.
По тому же принципу делается и другой фокус, когда исчезает живой слон. Перед животным ставят ширмочку с его отражением, затем - яркая вспышка света, не дающая зрителю уловить, что произошло. Слон в это время летит в огромную, уготованную для него яму с сетью, чтобы не сломал себе шею. А к зрителям выходит другой слон. Если приглядеться, вполне можно заметить, что "дублер" на своего собрата не очень-то и похож.
"Дематериализовать" на глазах у тысяч зрителей можно что угодно, были бы фантазия да нужные технические средства (нередко очень дорогостоящие). Поезд и вертолет со сцены исчезают без всяких ям, потому что они... надувные. Кстати, в российском центре дирижаблестроения "Авгур", где сооружают надувные конструкции любых форм, нам предложили изготовить такой паровоз, практически неотличимый от настоящего, за 50-70 тысяч долларов. В Америке, где подобная штука стоила бы в два-три раза дороже, деньги все равно окупаются уже через три спектакля. Ведь Дэвид выступает в многотысячных залах, где самый дешевый билет стоит порядка пятисот долларов. Пожалуй, это и есть главный фокус маэстро...
Так что же получается: любые фокусы можно легко разгадать и при желании повторить? Не значит ли это, что сам жанр "ловкости рук" без "всякого мошенства" вырождается и человечество скоро будет нечем удивить?
- Тонкое ремесло настоящих манипуляторов, которые работают в лучшем случае с одним-двумя помощниками и каждый день, как пианисты, по многу часов тренируют руки, - становится товаром штучным, - печально констатирует Амаяк Акопян. - На первый план выходят "фокусники", которые возят с собой эшелоны оборудования и армию технического персонала, на них работают целые заводы. Увы, уходит в историю почти ювелирное искусство фокуса, где каждый номер уникален и неповторим, а разгадать его технику сложно даже профессионалу. И то, что создатель сайта, человек, скорее всего, неискушенный в жанре иллюзии, оказался способен разобраться в "хитростях" Копперфильда, говорит об их не самой большой оригинальности. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что сам Дэвид никогда не называл себя волшебником и во всех интервью открыто заявлял, что все это - только фокусы.