Первым под прицел прокуратуры попала собственность небезызвестного губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. Проверки показали, что все объекты были отняты в результате сомнительных схем и неправовых судебных решений. В итоге крымские власти объявили, что национализируют эту собственность, дабы компенсировать хотя бы часть потерь вкладчикам Приватбанка, принадлежащего все тому же губернатору-олигарху. А вчера проверяющие нагрянули в оздоровительный комплекс «Айвазовское», принадлежащий Сергею Таруте, назначенному Киевом губернатором Донбасса. Следователи уже сообщили, что он стоит на землях природного заповедника, так что повод для судебного разбирательства имеется.
Председатель Госсовета республики Владимир Константинов утверждает, что объем лицевых счетов и депозитов крымских отделений Приватбанка составлял более 10 млрд гривен (порядка 1,5 млрд долларов). Де-факто все эти деньги были украдены днепропетровским губернатором-олигархом.
Впрочем, у крымских властей нет иллюзий, что на такую сумму найдутся активы. Деньги гражданам в основном придется возвращать российскому Фонду защиты вкладчиков. Так что решение Госсовета о национализации и продаже крымских активов Игоря Коломойского прежде всего имеет политическую основу. Выступая с парламентской трибуны, и. о. главы Крыма Сергей Аксенов особо подчеркнул, что с учетом финансирования Коломойским карательной операции на юго-востоке Украины, «где убивают русских граждан», моральное право и долг крымской власти — наконец-то провести давно обещанную национализацию имущества Приватбанка и самого Коломойского.
Первым арестовано имущество оздоровительного комплекса «Таврия» в элитном поселке Форос. Следом под арест идут ВИП-апартаменты Nautilus в Гурзуфе. Это лучшие участки южного крымского побережья, по цене сопоставимые если не с Французской, то с Итальянской Ривьерой.
Накануне глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев рассказал, как в санаторий Фороса приехала группа детей — беженцев из Донецка. С администрацией здравницы была договоренность о размещении детей, но в последний момент там отказались принимать малышей. «Санаторий принадлежит господину Коломойскому, — объяснил депутат. — Он позвонил и запретил размещение: сказал, что это дети террористов».
Вопрос с детьми был все-таки решен, но подобного рода жесты на российской территории воспринимаются нами глубоко негативно.
Власти Крыма уже обнародовали полный список имущества Коломойского и Приватбанка, которое решено национализировать в пользу государства. В приложении к постановлению Госсовета указаны несколько пансионатов, база в горах Ялты, детский рекреационный комплекс под Евпаторией, полтора десятка АЗС, многочисленные банковские помещения, даже две квартиры и подвал. Депутаты приписывают Коломойскому владение топливной компанией «Атан-Крым» и производственной базой «Укрнафты» в Феодосии.
Любопытно, что в конфискационный список попали три объекта в Симферополе, которые раньше принадлежали «оранжевому» депутату Верховной рады от Крыма, полевому командиру Евромайдана Андрею Сенченко. Они перешли в собственность Приватбанка как залоговое имущество нардепа после того, как он не смог расплатиться с кредитами. Революционные заслуги пана Сенченко не помогли уладить дело с идейно близким олигархом. Как говорится, ничего личного — только бизнес.
Однако самый интересный вопрос: что будет со всем этим имуществом дальше? Как оказалось, в госсобственности оно останется недолго и ожидает новых хозяев. «Имущество, принадлежащее господину Коломойскому, будет продано с открытых торгов», — заявил Сергей Аксенов на заседании Госсовета.
Похоже, это только начало. На сегодняшний день без малого две трети крымских предприятий убыточны и почти все принадлежат украинскому бизнесу. Как считают эксперты, их изъятие или принудительный выкуп будут осуществлены именно для того, чтобы сохранить, поддержать рабочие места.
Одним из первых власти республики национализировали судостроительный завод «Море». Теперь здесь все чаще видят представителей питерского морского завода «Алмаз». Хотя кредиторская задолженность судостроительного гиганта Большой Феодосии на момент национализации составляла больше 13 млн долларов, приобретение можно считать уникальным. ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море» строит суда на воздушной подушке и на подводных крыльях. Среди них быстроходные патрульные катера «Гриф» и «Кондор», противолодочные корабли на подводных крыльях «Сокол».
В советские времена со стапелей «Моря» сошли самые известные теплоходы на подводных крыльях — «Ракета», «Восход» и другие. Их общее количество составляет 40% от числа всех судов подобного типа в мире. Построенные феодосийцами крылатые «Кометы» были проданы из наших разграбленных пароходств в Германию, Грецию, даже на Кубу и до сих пор успешно работают за рубежом.
Но главная фишка крымского завода — десантный корабль амфибийного проекта «Зубр». В последние годы его охотно покупали Вооруженные силы Китая. Хотя по большому счету суть скандального украинско-китайского контракта в том, что Поднебесная получает полный технологический пакет для собственного производства «Зубров» made in China. Это вызвало серьезный конфликт с российскими партнерами, ведь ЦМКБ «Алмаз» принимало прямое участие в проектировании этих самых крупных в мире кораблей на воздушной подушке.
Процедуру национализации компании «Море» начали еще в конце июня, и вот только сейчас завод погасил многомиллионные долги по зарплате. «У «Моря» большое будущее. Коллектив сохранил уникальные технологии, эксклюзивное производство, и люди уверены, что будут загружены работой, — говорит и. о. мэра Феодосии Дмитрий Щепетков. — А задолженность перед сотрудниками действительно была огромная — 33 млн рублей. Этот завод стал первым в городе, где полностью закрыты долги по зарплате».
Еще одним знаковым событием стала смена собственника главной верфи Керчи — завода «Залив». При Союзе корабелы города-героя готовились к выпуску атомных супертанкеров. Единственным достижением времен «незалежности» стала сборка голых корпусов сухогрузов, которые буксиром тянули для оснащения в Западную Европу.
Украинский олигарх Константин Жеваго отстранен от руководства керченской верфью. В обращении заводчан к Госсовету утверждалось, что господин Жеваго незаконно завладел акциями «Залива». Рабочие и отряд крымской самообороны не пустили на территорию прежних руководителей, в том числе директора по маркетингу Валерия Белозерова.
Большой проблемой для новой российской администрации остается Севастопольский морской завод. Невероятно, но это ведущее предприятие «города русских моряков» до сих пор является собственностью Петра Порошенко. Украинский президент владеет расположенными здесь единственными в Севастополе сухими доками. Тем самым Порошенко реально контролирует ремонтные возможности главной базы Черноморского флота России.
Окончательные выводы по «Севморзаводу» пока не сделаны. Но характерная подробность последних дней: информация по конфискации собственности Коломойского прошла сразу после тотального отключения электроэнергии, устроенного крымчанам украинской стороной.
Несмотря на угрозы ежедневно обесточивать ЛЭП, других подобных инцидентов пока не было. То есть остальные украинские собственники сделали правильные выводы?