Весь прошлый год в России компании сокращали персонал. Оставшиеся вынуждены работать за троих. Чтобы выжить в таких условиях, рядовые работники начали рационализировать свой труд.
Необходимость оптимизации труда в России созрела еще до кризиса. По данным исследования McKinsey, до 2008 года рост производительности сохранялся в основном за счет задействования производственных мощностей. Так, в 1998 году их загрузка составляла 45%, а в
Кризис подтолкнул
Как вспоминает директор Центра управленческих компетенций Вероника Ярных, оптимизация «снизу» получила распространение в последние
Выяснилось, что отделы частично дублировали работу друг друга, так что иногда достаточно было просто встретиться и поговорить, и что далеко не все отчеты были действительно нужны.
Время для анализа
Когда финансовый отдел крупной
Тогда и выяснилось, что многие отчеты они готовили по привычке, вводились новые отчеты и при этом не отменялись старые — в итоге некоторыми данными вообще никто не пользовался. «Одни подразделения по привычке предоставляли информацию, другие по привычке ее игнорировали. Пока не сократили штат, у них не было повода посмотреть, что конкретно каждый из них делает», — вспоминает руководитель проекта
Сотрудники внесли часть сведений в новые графы в свои стандартные отчеты, а от части вообще отказались.
Собраться и поговорить
Вероника Ярных приводит другой пример из своей практики: для того чтобы всем снизить нагрузку, нужно было только собраться вместе сотрудникам отдела продаж, склада и бухгалтерии транспортной компании и договориться.
«Это было достаточно спонтанное совещание. Именно на нем заинтересованные стороны договорились о том, как можно несколько изменить технологию сборки и отгрузки заказа, а также подготовки пакета документов для клиента, чтобы максимально упростить себе жизнь», — вспоминает она.
Причем в том случае все понимали: клиент не должен почувствовать на себе никаких изменений. «Достаточно часто бывает так, что, облегчая жизнь себе, сотрудники несколько забывают про
Идея для всей России
Упростить систему платежей в «Евросети» тоже придумал один из сотрудников московского салона связи.
Он предложил внести изменения в систему проведения платежей абонентов — сделать так, чтобы
С тех пор сотрудников, предложивших хорошую идею по оптимизации, награждают денежными премиями. Любые идеи можно изложить на внутрикорпоративном сайте либо вообще отправить личное сообщение президенту компании.
Сами спросим
В Google работает целая система организации
«В нашей компании по всему миру проводятся опросы, где выясняется, что сотрудники хотели бы изменить в своей работе, — рассказывает
Правильные слова
Лучше согласовать нововведения с руководством, прежде чем начинать работу
«Аргументировать надо не тем, что «нас стало меньше на 20%, мы
Малый круг
Проще и быстрее всего упростить и улучшить работу за счет сокращения ненужных операций можно в небольших компаниях. Штат невелик, легко договориться друг с другом — легко и отказаться от идеи, если она по
«Наш отдел начинает работать позже других, поскольку мы постоянно общаемся с американскими коллегами, — рассказывает Владимир Анохин, переводчик в крупном
«Оптимизация, конечно же, наиболее актуальна в
Оптимизация по-крупному
В Mail.ru работают 1200 человек, но такие изменения, идущие «снизу», — стандартная практика, замечает
В «Евросети» оптимизация, идущая от продавцов, признана настолько успешной, что в компании проводится конкурс на инновационные разработки. Авторов лучших из них наградят денежными премиями.
Логично, что в компании именно продавцы становятся главными оптимизаторами, когда речь заходит о запуске новых продуктов или услуг. «В процессе тестового запуска именно продавцу лучше всего видно и понятно, как повысить качество предоставления услуги: увеличить скорость, оптимизировать сбор необходимых данных», — рассказывает Ульяна Смольская.
Сотрудники становятся и первыми пользователями новых продуктов, так что их идеи по корректировке новых услуг не просто приветствуются, а берутся на вооружение. Как правило, инноваторы — это молодежь.
Поставить в известность
Когда в отделе придумывают, как упростить работу, да еще и без потери качества, велик соблазн не сказать об этом руководству. Логика таких
Но лучше этого не делать, в голос советуют опрошенные эйчары. «Предложения по усовершенствованию
Руководитель должен дать добро на изменение действий, подтверждает руководитель проекта
Кадры
- 45 часов в неделю в среднем работает россиянин
- 89% работников задерживаются вечером на работе
- 16% сотрудников трудятся во время отпуска
- 53% выходят на работу по выходным
- 66% откладывали отдых
из-за работы
Источник: Headhunter